Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 KAZ _Версия для печати
Таможенный союз: налоги, челноки, автомобили… Что имеется на текущий момент?

Таможенный союз: налоги, челноки, автомобили… Что имеется на текущий момент?

С момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТС) прошел месяц. И уже можно говорить об определенных результатах работы отечественного бизнеса в новых условиях.

Об отмене лицензирования, оформления во взаимной торговле, увеличения сроков временного хранения и подачи декларации в торговле с третьими странами, сокращении сроков выпуска товаров, перечня документов, расширении оснований для получения отсрочки по пошлине и других новшествах корреспонденту КП рассказал вице-министр финансов Руслан ДАЛЕНОВ.

– Руслан Ерболатович, не секрет, что создание Таможенного союза преследовало цель прежде всего расширить рынок для сбыта товаров бизнеса 3 стран. С начала года ТС, можно сказать, работал формально. Что изменилось с 1 июля 2010 года в работе предпринимателей?

– В первую очередь нужно сказать, что таможенные территории трех стран объединились в единую таможенную территорию. Естественно, с сохранением государственных границ, но в таможенных целях территория единая. Это означает, что товары теперь перемещаются без таможенного оформления, декларирования между нашими странами. Простой пример: если раньше ежегодно в Россию при экспорте и импорте товаров оформлялись порядка 160 тысяч грузовых деклараций, то с момента отмены оформления надобность в них отпала. Это прямая экономия финансовых ресурсов и времени бизнеса. Отпали расходы предпринимателей на оформление таких документов. Известно, что стоимость услуг таможенных брокеров в связи с декларированием товаров и оформлением грузовой таможенной декларации составляют от 10 до 22 тысяч тенге. Также теперь нет необходимости хранить товары на складах временного хранения (СВХ) – отдавать от 3 тысяч тенге в сутки. Не надо платить таможенные сборы за оформление таможенной грузовой декларации – 50 евро и 20 евро за дополнительный лист.

Также во взаимной торговле не применяются меры нетарифного регулирования, запреты и ограничения, то есть требования лицензий, разрешений, соблюдения квот. Не действуют ограничения по вывозу наличной валюты и другие формы валютного контроля. Иными словами, перемещение и продажа товаров в отношении РФ и РБ процедурно сродни торговле из одной области Казахстана в другую. С единственной оговоркой, что на казахстанско-российской границе временно сохраняется нефискальный таможенный контроль в усеченной форме и лишь до 1 июля 2011 года. Наконец, благодаря единой таможенной территории между странами – членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение. Напомню, что ранее для беспошлинного провоза требовалось подтверждение в виде сертификата происхождения, а товары третьих стран облагались пошлиной, что ограничивало потенциал взаимной торговли. По линии косвенных налогов на импорт (НДС и акцизы) налогоплательщики получили отсроченный механизм их уплаты. Все перечисленное касается взаимной торговли между Казахстаном, Беларусью и Россией.

Для других участников этого процесса упразднены лицензируемые виды деятельности. Ранее лицензировались таможенные склады – их порядка 115, свободных таможенных складов – около 56, СВХ – более 200, магазинов беспошлинной торговли – 10. Все они ранее лицензировались. Сборы составляли от 5 до 20 тысяч евро. Сейчас вместо лицензирования осуществляется регистрация в таможенных органах путем подачи документов. Если компания соответствует квалификационным требованиям, то она становится в реестр без выдачи лицензии. Увеличились сроки временного хранения и, соответственно, подачи грузовой таможенной декларации до 4 месяцев.

Вообще, если говорить о благоприятном инвестиционном климате, то в нашей стране в течение ряда лет создавались необходимые условия для развития бизнеса, в том числе несырьевого сектора. Планомерно снижалась налоговая нагрузка, применялись преференции. Ставка НДС у нас когда-то была 20%, сейчас 12%, КПН снизился с 30 до 20%, социальный – с 26 до 11%. Есть упрощенные режимы для малого бизнеса. Наши партнеры по ТС также ослабляли налоговую нагрузку, но у нас самые низкие ставки в регионе, и те же россияне, белорусы, объективно оценивая такие преимущества в ведении бизнеса, вынашивают планы создания совместных предприятий на территории РК. Не отстают и иностранные инвесторы, имея в виду, что рынок Казахстана теперь расширился до границ Таможенного союза. Предпринимаются шаги и по снижению адмбарьеров, все это отражается в мировых рейтингах ведения бизнеса нашей страны. Основным препятствием пока оставалась узость рынка сбыта, и с созданием ТС оно устраняется.

– С 1 июля 2010 года взимание косвенных налогов при импорте товаров в Казахстан осуществляется не таможенными, а налоговыми органами. Как проводится эта работа? Как и когда теперь должны быть уплачены косвенные налоги?

– Конечно, таможенного оформления теперь нет, но обязанность по уплате косвенных налогов сохраняется. Для бизнеса это означает, по сути, отсрочку в их погашении более чем на месяц. Поскольку теперь обязанность выплачивать НДС на импорт и акцизы возникает не в момент пересечения границы, а на 20-е число следующего месяца. То есть экономятся деньги на оформление плюс сберегаются оборотные средства. При этом ставки косвенных налогов сохранились и регулируются Налоговым кодексом, несмотря на то что мы уже работаем в ТС. Правда, в России они 18%, у нас 12%.

Что касается возмещения НДС из бюджета, то порядок остался прежним, в течение 60 дней он возмещается экспортерам. Передача администрирования от таможни, конечно, несет предпринимателям определенные удобства. В свою очередь этот шаг требует от налоговых органов новых механизмов администрирования, поскольку на границе налоговики не стоят. И такие механизмы во взаимодействии с нашими партнерами разработаны. Осуществляется все это таким образом: при импорте товара из России налогоплательщик на 20-й день следующего месяца обязан подать декларацию и 3 экземпляра заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, и факт его уплаты является подтверждением факта вывоза для его российского партнера. Последний только тогда получает возмещение НДС из бюджета своей страны. Это гарантирует добросовестность ведения бизнеса. Дата оплаты НДС и акцизов по товарам, ввозимым из РФ и РБ в июле, наступит только 20 августа, при этом лицо имеет право уплатить налоги ранее установленного срока, и на сегодняшний день уже поступило таких платежей в бюджет на сумму порядка 3 миллиардов тенге.

– Достаточно много граждан страны сегодня занято в торговле. Что будет с челноками, не стоит ли им сменить работу?

– Раньше для физических лиц в Казахстане действовал упрощенный режим, с 1 июля текущего года он отменен. Теперь челноки переходят границу путем подачи грузовой таможенной декларации. Но следует отметить, что в целом ежегодно физическими лицами в страну завозится товаров почти на 4 миллиарда долларов. Все они и ранее оформляли грузовые таможенные декларации, то есть в общеустановленном порядке, по упрощенному режиму перемещалось товаров на сумму всего 100 миллионов долларов, то есть около 2,7% по стоимости, в весовом соотношении – около 1%. Как видно, подача грузовых таможенных деклараций наиболее популярна. Отмена упрощенного режима не должна была сказаться на челночной торговле, и этого, как показала практика июля, не произошло.

– Наверное, самый актуальный вопрос для рядовых потребителей-автолюбителей. Правда ли, что ввоз в Казахстан легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования может осуществляться по сниженным ставкам пошлин? И каковы их размеры?

– Да, это так, более того, это не просто сниженные ставки. Физические лица, ввозящие автомобили для личного пользования, не платят НДС на импорт и акциз на импорт, а только таможенные налоги и платежи в виде единого таможенного платежа. Ставка его установлена Постановлением № 682 от 1 июля 2010 года «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования». Размер их составляется в зависимости от года выпуска. В целом льготный режим распространяется на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 10 лет. Ставки варьируются от 0,35 евро за кубический сантиметр до 0,6 евро в зависимости от размера двигателя. Также не возбраняется завоз автомобилей повторно, при завозе 2 и более автомобилей ставки повышаются. Если машина не старше 7 лет, обложение производится от 0,85 евро за кубический сантиметр до 2,25 евро. Если авто исполнилось 7 лет, но не старше 10, то обложение – от 2 до 3 евро за «кубик».

– А есть ли данные по количеству завезенных в РК легковых автомобилей в июле?

– Да, уже можно подвести итоги месяца. Сегодня по оперативным данным уже завезено по таможенному приходному ордеру (ТПО), то есть в льготном режиме для личного пользования, 733 автомобиля, в то время как по таможенной грузовой декларации с уплатой общеустановленных таможенных пошлин – 890 машин. Вы сами видите, что почти половина всех ввезенных в июле месяце авто пришла в страну по льготному режиму. То есть эти ставки применяются нашими гражданами. В целом же, по итогам первой половины 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввоз автомобилей резко сократился – более чем в 8 раз.

В общеустановленном порядке при ввозе авто до 1 июля текущего года нужно было заплатить до 35% от стоимости авто (или до 4,4 евро за «кубик») в виде импортной таможенной пошлины плюс 12% – НДС на импорт и, если объем двигателя превышал 3 литра, акциз на импорт в размере 10%. То есть получается, «растаможка» составляла почти половину стоимости автомобиля, а если транспорт старый, то и могла превышать в разы. Сегодня по льготному режиму для личного пользования обложение происходит в зависимости от объема двигателя, и платеж заведомо включает в себя НДС и акциз на импорт. И это в 3–4 раза ниже стоимости уплаты пошлин в общеустановленном режиме. Эти ставки касаются авто от 3 до 10 лет, завозимых в Казахстан из третьих стран.

– Успешность создания ТС должен отражать объем товарооборота с нашими странами-партнерами…

– И он, по итогам первой половины 2010 года, вырос. В структуре внешнеторгового оборота Казахстана РФ и РБ имеют долю в 18,2% и 0,6% соответственно. При этом доля в импорте составила 39% и 1,7% соответственно. Доля РФ в экспорте товаров – 9,1%, а доля РБ – всего 0,1% от всего экспорта РК. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост доли РФ во внешнеторговом обороте, а сам товарооборот РК с РФ вырос на 41%. Примечательно, что увеличение произошло в равной степени и экспорта, и импорта в среднем по 1 миллиарду долларов. За полугодие мы стали больше экспортировать минеральных продуктов, изделий из металлов, химической продукции, есть небольшой прирост по текстилю. Из Российской Федерации, помимо сырьевого импорта, увеличился ввоз оборудования, стройматериалов, продовольствия.


www.russians.kz



[16.08.2010] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Даленов  Руслан Ерболатович фото

Даленов Руслан Ерболатович

Вице-министр финансов РК
Биография Назарбаев  Нурсултан Абишевич фото

Назарбаев Нурсултан Абишевич

Президент Республики Казахстан




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100