Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS _Версия для печати
Владимир Путин: «Роль сборочных цехов нас удовлетворить не может»

Владимир Путин: «Роль сборочных цехов нас удовлетворить не может»

Когогин и Чемезов в Тольятти лоббировали оборонный заказ «не отходя от кассы»

Сегодня в Тольятти на съезде машиностроителей РФ премьер Владимир Путин сделал ряд важных заявлений относительно перспектив этой отрасли. По его словам, за 10 лет доля высокотехнологичной продукции РФ в структуре ВВП должна вырасти с 12 до 25 - 35%. Для этого правительство РФ подготовило целый ряд программ с весьма впечатляющими цифрами госинвестиций. За речью Путина и реакцией зала, где присутствовали «генералы» татарстанских промышленных гигантов (КАМАЗа, Позиса и др.) наблюдал корреспондент "БИЗНЕС Online".

ПОЛИТИКА ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ НЕДАЛЬНОВИДНА

На сегодняшнем съезде Союза машиностроителей премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что Россия не будет придерживаться «политики деиндустриализации», популярной в развитых странах. В отрыве от производственной базы, считает он, инновации иллюзорны. А страны, увлекающиеся переносом производств в другие регионы мира, сталкиваются с реальной угрозой ослабления своих позиций на мировом рынке. На территории России, по его словам, должна действовать вся цепочка: от НИОКР до крупносерийного производства.

- Мы должны быть хозяевами на собственном рынке машиностроения, который оценивается сегодня в десятки триллионов рублей, - заявил он.

ЕЩЕ 5 МЛРД. РУБЛЕЙ НА УТИЛИЗАЦИЮ

За 10 лет доля высокотехнологичной продукции РФ в структуре ВВП должна вырасти с 12 до 25 - 35%. Консервировать производство 1960-80-х годов XX века Россия, по его словам, не может себе позволить, «иначе останется в аутсайдерах».

Путин кратко рассказал в своем докладе о состоянии отрасли, остановившись на успехах прошлого года. Прямые иностранные инвестиции в 2010 году в машиностроение РФ увеличились в 1,5 раза, до $7 млрд. Производство автомобилей увеличилась вдвое. А доля машин отечественной сборки в общем объеме продаж выросла с 40 до 70% в структуре рынка. В целом рост производства в российском машиностроении составил 25%. Впрочем, Путин признал, что основную роль в этом сыграла господдержка в 400 млрд. рублей, оказанная отрасли в течение двух лет.

Господдержка, заверил он машиностроителей, в 2011 году также будет продолжена. В частности, дополнительно на программу утилизации автомобилей правительство направит 5 млрд. руб, доведя общую сумму финансирования программы до 19 млрд. Однако при этом премьер отметил, что от машиностроения требуется развитие, а оно немыслимо без обновления основных фондов, НИОКР, инноваций и вложений в человеческий капитал. Премьер считает, что обновление основных фондов (износ которых превышает уже 80%) должно происходить за счет отечественного оборудования. Нельзя, по его словам, допускать преференций иностранным компаниям, «но и не надо выдавливать их с рынка».

ЗАЧЕМ НАМ ИНОСТРАННЫЕ СТАНКИ?

- Сегодня коэффициент обновления станков составляет не более 1 % в год. Темпы эти очень маленькие. Доля отечественного станкостроения в ВВП сегодня у нас в 10 раз меньше, чем в Китае, в 15 раз меньше, чем в Германии. Поэтому скоро будет принята концепция федеральной целевой программы развития отечественного станкостроения на период до 2016 года. На финансирование НИОКР станкостроения направим более 1 млрд. рублей. И ограничим в нашу страну ввоз станков иностранного производства, - пообещал он.

Более 8,5 млрд. рублей правительство РФ направит на финансирование ставок по кредитам на технологическое перевооружение компаний – «через ВЭБ и другие финансовые институты». Кроме того, на финансирование разработки и производства дизельных двигателей нового поколения из бюджета РФ в 2011 - 2015 году направят 8 млрд. рублей.

Еще 6 млрд. выделит ВЭБ. В рамках госпрограммы на военные НИОКР и производство технологий двойного назначения («для оборонки и гражданки») Россия будет выделять еще 200 млрд. рублей в год. На поддержку коопераций вузов и машиностроительных компаний правительство обещало выделить 19 млрд. рублей.

- Деньги будем давать предприятиям, готовым их через себя пропустить, добавить свои 50%, получить хороший продукт совместно с вузом и продвинуть на рынок, - объяснил Путин схему финансирования.

«РОЛЬ СБОРОЧНЫХ ЦЕХОВ НАС НЕ УСТРАИВАЕТ»

На создание научно-исследовательских университетов Путин пообещал выделить с 2010 по 2014 год 45 млрд. рублей. Однако при этом заметил, что бизнес должен вкладывать не только в НИОКР, в свои кадры, но и «в подрастающее поколение». Образовательные программы профобразования должны быть разработаны под потребности компаний, заявил он. Говоря об этом, премьер-министр похвалил проект ОАО «КАМАЗ» и филиала КГТУ в Набережных Челнах:

- Там образовательный кластер, - отметил он. – Учреждения начального, среднего и высшего профобразования объединены в единую систему, студенты учатся и трудятся на самом предприятии, затем заключают договор о трудоустройстве. При этом компания дополнительно к государственном платит еще свои стипендии.

Помимо уже перечисленных государственных инвестиций в НИОКР и перевооружения предприятий машиностроения государство сформирует спецфонд для софинансирования крупных совместных проектов. За счет допдоходов бюджета в него направят 62 млрд. рублей. Однако при этом государство потребует от СП высокого уровня локализации и создания инжиниринговых центров.

- Роль сборочных цехов нас удовлетворить не может. Не менее 50% добавленной стоимости надо создавать, - предупредил Путин обрадовавшихся было автопроизводителей.

Для финансирования разработки концепции и производства дизельных двигателей нового поколения (его одновременно, к слову, создают КАМАЗ и группа ГАЗ, - ред.) правительство разрабатывает стратегию, в рамках будет определен объем выделяемых средств. Уже известно, впрочем, что из бюджета в 2011-2015 году направят на это 8 млрд. рублей, еще 6 млрд. выделит ВЭБ. И, наконец, еще одной мерой поддержки Путин назвал страхование экспортных контрактов российских компаний. Уже сегодня, по его словам, Агентство по страхованию рисков сможет застраховать до $1 млрд. долларов экспортных контрактов, а к 2013 оно будет покрывать 15% экспорта на сумму более $14 млрд. Кроме того, глава правительства призвал предоставлять иностранным заказчикам льготные кредиты «на покупку нашей техники». Снижать же таможенные пошлины, считает премьер, «надо только на уникальное оборудование, которое в России не будет в ближайшие годы производиться».

РОСТЕХНОЛОГИИ РАСКРИТИКОВАЛО МИНОБОРОНЫ

Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии», выступив вслед за премьером, раскритиковал существующую сегодня систему гособоронзаказа (напомним, об этом недавно говорил и президент РФ Дмитрий Медведев, - ред.). По его словам, при формировании стоимости заказа Минобороны РФ не принимает во внимание целый ряд издержек производства, в результате рентабельность на некоторых предприятиях снизилась до 2 - 3%.

- О каких инновациях может идти речь? Госзаказ должен обеспечивать достаточную рентабельность. Сроки министерствами не выдерживаются. Часть контрактов в 2010 году была заключена и сентябре, а сдать продукцию надо было уже в ноябре. Как можно в таких условиях произвести качественную продукцию – чтобы к тому же не попасть в черные списки минобороны? – задался риторическим вопросом Чемезов.

Всего, по его словам, на 1 мая 2011 года в Ростехнологиях было размещено только 33% годового плана гособоронзаказов. Общий объем авансов составил 6,9 млрд. рублей, что составило всего 18% от объемов контракта, а надо, считает Чемезов, чтобы их было 80%. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин своего патрона (напомним, Чемезов возглавляет совет директоров КАМАЗа) поддержал, и предложил включить вопрос по своевременности и рентабельности гособоронзаказа в резолюцию съезда.

Путин в ответ заявил, что в правительстве РФ уже рассматривают возможность предоставления права минобороны – выдавать авансы предприятиям в размере 100% оплаты. Однако не всем предприятиям, заметил он с улыбкой после раздавшихся оглушительных аплодисментов, а только основным крупным поставщикам. В ответ же на критику промышленников тарифной политики Путин призвал взвешивать свои требования:

- Все взаимосвязано. Вот мы хотим рост тарифов в 2012 году сделать по инфляции 5 - 6%. Но что нам говорят? В РАО РЖД говорят, что у них не будет ресурсов, чтобы опять же поддерживать заказы машиностроению на покупку состава, ремонт техники. О том же говорят энергетики. В конечном снижение тарифов значительно отразится на вас же, - заявил он. Впрочем, пока, по его словам, несмотря на несогласие представителей естественных монополий, правительство все-таки склоняется к тому, чтобы рост тарифов был по инфляции.


Сергей Афанасьев


БИЗНЕС Online
[12.05.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Путин Владимир Владимирович фото

Путин Владимир Владимирович

Премьер-министр Российской Федерации
Биография Чемезов Сергей Викторович фото

Чемезов Сергей Викторович

Ген. директор ГК «Ростехнологии»

Организации статьи

Ростехнологии - история, фото

Ростехнологии

Государственная корпорация РФ
АвтоВАЗ - история, фото

АвтоВАЗ

Российская автомобилестроительная компания
Минобороны России - история, фото

Минобороны России

Министерство обороны Российской Федерации
ОАО «РЖД» - история, фото

ОАО «РЖД»

Российские железные дороги




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100