Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS,  FIN _Версия для печати
Граница: трудности перехода

Граница: трудности перехода

Российские таможенники обещают активнее внедрять новейшие технологии оформления грузов и транспорта. Однако в обозримом будущем от очередей на границах РФ с Финляндией и странами Балтии вряд ли удастся избавиться

Чего боится зарубежный бизнес в России, кроме бюрократии и коррупции? Оказалось, что на третье место в списке угроз деловые люди ставят проблемы в области таможенных отношений. Выяснить это помогло специальное исследование барьеров для развития финского бизнеса в России.

Пограничное противостояние

По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты Петербурга Владимира Прокопьева, финские бизнесмены высказали недовольство, прежде всего, заторами на границе. Другое «слабое место» российской таможни – сложности с оформлением грузов. В частности, российская сторона вдобавок к электронной декларации требует предоставления дополнительной информации, вносить которую приходится на месте и вручную. Результат – заторы, срывы сроков выполнения заказа. Например, одно финское издательство (работает с заказчиками из России и Швеции) пожаловалось, что срочную печатную продукцию порой держат на границе по три дня. Из-за этого потери несут как исполнитель, так и российский заказчик.

Надежд на то, что очереди ликвидируются, у предпринимателей нет. По мере преодоления мирового кризиса, прогнозируют эксперты, товарооборот между Россией и Финляндией будет только возрастать. По итогам 2010 года он увеличился на 25%. А значит, если не будет принято серьезных мер, проволочек на границе не избежать.

Серьезные потери от очередей несет и российский бизнес. Весной этого года на «правительственном часе» в Совете Федерации были озвучены удручающие данные Минтранса РФ – в год потери российской экономики от простоя грузовиков на границе составляют свыше 15 млрд. рублей.

«Аллегро» в помощь


По мнению таможенников, было бы неплохо, если бы часть «сухопутных» грузопотоков между РФ и Финляндией, РФ и странами Прибалтики переместилась на морской или железнодорожный транспорт. По словам главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, очень удачен пример поезда Allegro – за последние четыре месяца он перевез порядка 70 тыс. человек, а значит, принял на себя часть «автопассажиров». По словам главы ФТС, опыт взаимодействия таможенных служб России и Финляндии в этом проекте будет использован и на других направлениях.

Помимо очередей на границах, у российских и финских таможенников есть немало других точек соприкосновения – совместных проектов, реализация которых будет способствовать разгрузке границы. Например, «Зеленый коридор» – полосы упрощенного таможенного контроля. Оформление в его рамках занимает не 45, а всего 10-15 минут.

Финляндия выступает горячим сторонником и технологии предварительного информирования, то есть предоставления информации о товарах и транспортных средствах через электронный портал еще до пересечения границы. Однако пока эта технология «буксует». По словам начальника аналитического управления ФТС России Владимира Ивина, российские службы требуют более полной информации о товарах и транспорте, чем это предусмотрено в странах Евросоюза. Поэтому уже на месте приходится запрашивать сведения, добивать их в декларации, проводить выборочный контроль. Все это, как уже говорилось выше, задерживает грузопоток, и пока проблема не решена.

Облегчить жизнь грузоотправителям, пассажирам и таможенникам должна система электронного декларирования. Пока к этой системе «подключено» порядка 60% пользователей таможенных услуг. Возможно, этот процесс ускорится, когда в конце 2011 года будет запущен единый портал электронного представления сведений.

Стоит добавить, что с 29 июня 2011 года таможня будет работать в новом режиме – ФТС принимает на себя функции ряда других контролирующих органов. По сути, на постах будут присутствовать только две службы – пограничная и таможенная, которая будет выполнять также функции фитосанитарного, ветеринарного, карантинного контроля и так далее. Таможенники пока не берутся прогнозировать, как отразится на ситуации в пунктах пропуска режим «одного окна». «Для ФТС это вызов. Безусловно, на первом этапе внедрения технологий возникнут проблемы роста», – считает начальник главного управления информационных технологий ФТС России Алексей Шашаев.

Таможня не отдаст добро?


Таможенники признают: технологии, которые могли бы снизить нагрузку на пунктах пропуска, скоро будут исчерпаны. Таким образом, ключевой проблемой и причиной очередей остается неразвитая инфраструктура таможенных постов. «У нас работают системы предварительного информирования, мы взаимодействуем с финскими коллегами, однако если на пункте требуется две полосы движения транспорта, а есть только одна, то проблему не решить», - признает Владимир Ивин.

Судя по всему, пока у таможенников больше надежд, чем реальных решений. Например, разработан план по увеличению пропускной способности пунктов Выборгской таможни, однако он еще не утвержден. Не стоит ждать и реконструкции, а значит – ликвидации очередей на российско-латвийской границе через пункт Бурачки – Терехово. По словам Андрея Бельянинова, правительство рассматривает федеральную целевую программу по обустройству границы. Она «близка к утверждению», однако результата пока нет.

По мнению специалистов, облегчить жизнь грузоотправителям должно строительство транспортно-логистических терминалов (ТЛТ). По словам первого заместителя начальника СЗТУ ФТС России по таможенному контролю Юрия Лямкина, в данный момент на территории управления действуют восемь ТЛТ на наиболее востребованных направлениях. В ближайшие 1,5–2 года их количество должно увеличиться как минимум в 2,5 раза.

Терминалы в Ленобласти по мере роста грузопотока планируется укрепить дополнительными сотрудниками и перевести на круглосуточный режим работы. Новый ТЛТ планируется построить в Ивангороде (в 2012 году здесь планируется обустроить новый таможенный пост), а мощность ряда существующих терминалов будет увеличена. По словам Лямкина, сложнее всего процессы оптимизации таможенной структуры проходят в Петербурге. Предполагается, что здесь таможня будет специализироваться на оформлении товаров, приходящих по железной дороге, а также тех, которые не попадают под требование обязательного оформления на границе.

Предприниматели обращают внимание на то, что переход к практике оформления большей части грузов на приграничных территориях происходит в условиях того, что сами пункты не подготовлены к принятию большего грузопотока. А значит, перевозчики будут по-прежнему терять время и деньги в очередях на границе.


Анна Беляева


www.baltinfo.ru
[27.05.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Бельянинов Андрей Юрьевич фото

Бельянинов Андрей Юрьевич

Руководитель ФТС РФ
Биография Ивин Владимир Владимирович фото

Ивин Владимир Владимирович

Начальник аналитического управления ФТС РФ

Организации статьи

Федеральная таможенная служба РФ - история, фото

Федеральная таможенная служба РФ

ФТС РОССИИ
Совет Федерации - история, фото

Совет Федерации

Совет Федерации ФС РФ
Минтранс  - история, фото

Минтранс

Министерство транспорта Российской Федерации




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100