Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS _Версия для печати
Почем Каддафи для России?

Почем Каддафи для России?

Как внешнеполитическая линия колеблется вслед за интересами крупного бизнеса

Мартовская словесная перепалка по ливийскому вопросу между президентом Д. Медведевым и премьером В. Путиным дала повод многим «экспертам» диагностировать разногласия в правящем тандеме. Если Д. Медведев связывал ливийский вооруженный конфликт с «безобразным поведением, которое осуществлялось руководством Ливии, и преступлениями, которые были совершены против собственного народа», то В. Путин назвал принятую 19 марта этого года резолюцию ООН 1973, позволившую иностранным военным применить силу, «ущербной» и сравнил с призывом к крестовому походу.

Раскол? Отнюдь. Позиции российских лидеров были выверенными и, скорее всего, заранее согласованными. Президент был озабочен сохранением внешнеполитической репутации нашей страны, а премьер — спасением российских экономических интересов, решением проблемы ливийского долга $4,5 млрд и обеспечением занятости на многих российских предприятиях. Это сегодня можно уверенно прогнозировать выгодное для России скорое разрешение ливийского противостояния, а тогда, в марте, крупнейшие российские компании занимались подсчетами возможных миллиардных потерь.

ОАО «РЖД»

История взаимоотношений российских железнодорожников с Ливией началась еще в 2006—2007 гг., когда были заключены предварительные соглашения об участии ОАО «РЖД» в модернизации ливийской железнодорожной инфраструктуры. Так, в июле-августе 2007 г. РЖД подготовило технико-экономическое предложение по строительству по побережью Средиземного моря двухпутной железнодорожной линии Сирт — Бенгази протяженностью 554 км, являющейся составной частью Трансарабской железнодорожной линии и фактически соединяющей Египет и Тунис.

Проект заключался в строительстве современной скоростной (250 км/ч) железнодорожной линии с шириной колеи 1435 мм, 30 железнодорожных и 23 автомобильных путепроводов, 6 крупных вокзалов и 23 пассажирских, грузопассажирских, грузовых и операционных станций. (Стандартная ширина колеи в России составляет 1520 мм. Для строительства железнодорожной линии Сирт — Бенгази с шириной колеи 1435 мм были привлечены инженеры из Китая, где колея как раз 1435 мм.)

17 апреля 2008 г. в ходе визита президента России В. Путина в Триполи «железнодорожный» контракт № 5/731 на сумму ?2,2 млрд был подписан. Тогда РЖД смогло опередить нескольких признанных лидеров железнодорожного строительства: итальянские компании Cooperativa Muratori Cementisi Ravenna и Astaldi, французские Alstom и Seco-Rail, а также немецкие DB International и Siemens.

В конце 2008 г. на счета РЖД поступили первые авансовые средства в размере 14,4 млрд рублей, или более ?360 млн. Основные работы вело дочернее общество РЖД ОАО «Зарубежстройтехнология». В 2009 г. «Зарубежстройтехнология» уложила первые 14 км путей, собрало 110 стрелочных переводов, а также возвело в г. Рас-Лануф Центральную строительную лабораторию и вахтовый поселок. На строительстве магистрали были задействованы около 3500 строителей, в том числе 289 инженеров, а также более 1734 единиц техники, включая тяжелую землеройную и специализированную путевую технику.

«Зарубежстройтехнология» — далеко не единственный российский участник проекта, так как до 70% оборудования, техники и металлоизделий предполагалось закупить в России. Часть специализированных механизмов планировалось приобрести у российских производителей: ОАО «Калугапутьмаш», ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод «Ремпутьмаш», ЗАО «Тулажелдормаш», ОАО «Кировский машзавод 1 мая». В 2009 г. дебиторская задолженность «Зарубежстройтехнологии» вследствие авансовых платежей российским предприятиям по ливийскому проекту увеличилась в 8,9 раза (с 217,8 млн рублей до 1934,6 млн рублей), а в 2010 г. общая сумма заключенных договоров превысила 20 млрд рублей.

Начавшиеся 15 февраля 2011 г. массовые беспорядки привели к приостановке работ и эвакуации сотрудников Ливийского филиала РЖД. Остановленное строительство стало средоточием сразу нескольких проблем. Во-первых, это вновь ставшая актуальной проблема урегулирования ливийского долга. Во-вторых, вероятная утрата десятков миллиардов рублей, инвестированных в реализацию проекта, причем как в России, так и в Ливии. В-третьих, необходимость дальнейшего финансирования договоров с многочисленными российскими предприятиями.

ФГУП «Рособоронэкспорт»

Другой пострадавшей от событий в Ливии российской компанией, возможные убытки которой, хоть и ниже, но в целом сопоставимы с предполагаемыми потерями РЖД, может стать ФГУП «Рособоронэкспорт». Под угрозой невыполнения оказались контракты на поставку в Ливию оружия и боеприпасов на общую сумму ?1,3 млрд (более $1,8 млрд).

Во время первого официального визита в Россию М. Каддафи 31 октября — 2 ноября 2008 г. лидер ливийской революции отмечал, что у Ливии есть большой парк вооружений, давно требующий ремонта и переоборудования. В январе 2010 г. в целях урегулирования ливийского государственного долга по схеме «контракты в обмен на списание» Россия и Ливия подписали договор на поставку в Ливию российского вооружения на сумму ?1,3 млрд. Согласно тому документу, Россия должна была поставить в Ливию примерно 12 истребителей Су-35, не менее 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 «Фаворит», несколько десятков танков Т-90С, а также вертолетов и стрелкового оружия. Ливия проявляла интерес к закупкам и других видов российского вооружения.

Перечисленные виды вооружения не являются новейшими или специфическими, и в случае отказа ливийской стороны от исполнения обязательств Рособоронэкспорт, чей совокупный портфель заказов в настоящее время превышает $38,5 млрд, сможет реализовать продукцию третьим покупателям. В то же время, в случае смены власти в Ливии, проблема ливийского долга может возникнуть снова.

Если суммировать цены двух контрактов — РЖД (?2,2 млрд) и Рособоронэкспорта (?1,3 млрд), итоговый результат составит ?3,5 млрд, или порядка $5 млрд, притом что ливийский долг был зафиксирован в размере $4,5 млрд. Таким образом, посредством заключения и исполнения контрактов с РЖД, Рособоронэкспортом, а также реализации нескольких протоколов о намерениях с другими российскими компаниями на общую сумму до $5 млрд дополнительно, проблема долга могла быть урегулирована полностью.

ОАО «Газпром»

Первые контакты ОАО «Газпром» с представителями ливийской нефтегазовой отрасли состоялись еще в 2004 г., когда 29–30 сентября 2004 г. прошел рабочий визит в Ливию делегации «Газпрома» во главе с председателем правления А. Миллером. Тогда были проведены встречи с премьер-министром Ливии Ш. Ганемом, а также с президентом Национальной нефтяной корпорации (NOC) А. Аль-Бадри.

20 декабря 2006 г. «Газпром» стал победителем тендера на разведку и разработку углеводородов блока № 19 на шельфе Средиземного моря Ливии (в тендере участвовало более 45 компаний). «Газпром» получил права на разработку месторождения на срок до 30 лет, а инвестиции должны составить более $200 млн.

В марте 2007 г. было подписано Соглашение о разведке и разделе продукции (EPSA) с NOC. Добавим, что в декабре 2007 г. был выигран еще один тендер на разработку углеводородов на сухопутном участке № 64, расположенном в районе Гадамис Ливийской пустыни, инвестиции в который планировались в размере $100 млн. Кроме того, 27 апреля 2007 г. «Газпром» подписал с немецким концерном BASF рамочное соглашение по обмену активами, по которому российская компания получила 49% в компании «Винтерсхалл АГ» (Wintershall AG), ежегодно добывавшей на участках C96 и C97 около 6 млн т нефти.

В апреле 2010 г. «Газпром» (через ОАО «Газпромнефть») и итальянская компания ENI согласовали условия вхождения российской компании в высокозатратный проект Elephant на территории Ливии с запасами нефти около 210 млн т. Еще одним возможным направлением сотрудничества могло стать строительство газопровода Бенгази — Сицилия, в котором просматриваются интересы бизнес-империи премьер-министра Италии С. Берлускони. В настоящее время в Бенгази существует лишь терминал по сжижению природного газа, а газ транспортируется по газопроводу Триполи — Сицилия.

Как констатирует сам «Газпром», операции в Ливии в основном проводились через ассоциированную компанию «Винтерсхалл АГ». По состоянию на 31 декабря 2010 г. выручка «Винтерсхалл АГ» составила 65,4 млрд рублей ($2,1 млрд), инвестиции со стороны «Газпрома» — 11,0 млрд рублей ($361,0 млн), чистая прибыль — 4,1 млрд рублей ($135,5 млн), в том числе доля чистой прибыли «Газпрома» — 2,0 млрд рублей ($66,4 млн). Таким образом, возможные убытки «Газпрома», подсчитанные на основе публичной отчетности, могут составить около $361 млн.

ОАО «Татнефть»

Ливийский конфликт поставил под удар интересы не только крупнейших российских компаний, но и ряда других российских предприятий. Их вероятные убытки в случае смены ливийского режима могут составить многие сотни миллионов долларов. Одной из таких организаций является ОАО «Татнефть».

В октябре 2005 г. «Татнефть» выиграла аукцион по получению концессии на разведку и разработку первого блока (участок № 82-4), а в декабре 2006 г. — еще трех блоков нефтяных месторождений (участки № 69, 82, 98) в районе Гадамиса, а также в районе родного города М. Каддафи Сирта. По состоянию на конец 2010 г. «Татнефть» осуществляла деятельность в Ливии на территории общей площадью 18,2 тыс. кв. км.

Сейсмические исследования и геологоразведочные работы, так же как в случае с «Газпромом», велись на основе Соглашений о разведке и разделе продукции (EPSA), заключенных с NOC на срок 30 лет. Отметим, что в декабре 2006 г. право на разведку и разработку нефтяных месторождений «Татнефть» получила по результатам открытого международного тендера с участием 46 нефтяных компаний мира. В 2009—2010 гг. на нескольких нефтяных скважинах была получена первая нефть.

По итогам 2010 г. общий объем расходов будущих периодов «Татнефти», связанных с реализацией ливийского инвестиционного проекта, достиг 5884,2 млн рублей (44,7% всех расходов будущих периодов компании), или около $193 млн. При этом только в течение 2010 г. филиалом «Татнефти» в Ливии были осуществлены геологоразведочные работы на сумму 2290,5 млн рублей и разведочное бурение на сумму 1793,5 млн рублей.

В феврале 2011 г. большинство компаний, работающих на подряде у «Татнефти», приостановили производственную деятельность, и иностранные специалисты стали покидать страну. В сложившихся условиях «Татнефть» была вынуждена эвакуировать персонал и приостановить действие подписанных ранее контрактов. Уже к концу февраля 2011 г. все скважины, находившиеся в стадии разведочного бурения или освоения, были законсервированы.

В настоящее время «Татнефть» надеется, что, поскольку все контракты EPSA были подписаны с государственной NOC и ратифицированы Народным комитетом, после нормализации обстановки (в лучшем варианте — сохранения у власти режима М. Каддафи) компания сможет продолжить начатые работы. В противном случае убытки «Татнефти» составят не менее $193 млн.

Предположение, что убытки «Татнефти» могут быть существенно выше отраженных в финансовых отчетах сумм, 23 марта 2011 г. косвенно подтвердил глава Татарстана и председатель совета директоров ОАО «Татнефть» Р. Минниханов (цитата по «Татар-информ»): «События в Ливии могут очень отрицательно сказаться на «Татнефти» — она имеет там четыре участка, мы вложили в наши проекты там 260 млн долларов, это были реально очень перспективные площадки… Есть Аллах, он должен помочь нам… Каддафи был благосклонен к России. Будем надеяться, что силы коалиции не доработают».

ОК «РУСАЛ»

В предыдущих разделах мы проводили анализ финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий на территории Ливии и подсчитывали возможный материальный ущерб в случае свержения режима М. Каддафи. В данном пункте речь пойдет о репутационных рисках и возможных имиджевых потерях для России. Здесь бесспорный «фаворит» — ОК «РУСАЛ» О. Дерипаски.

22 сентября 2008 г. в развитие договоренностей, достигнутых в ходе визита В. Путина в Ливию в апреле 2008 г., РУСАЛ подписал Меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия (СП) с Государственным фондом экономического и социального развития Ливии (ESDF) для реализации проекта по строительству в Ливии энергометаллургического комплекса. Предполагалось, что комплекс будет включать алюминиевый завод мощностью до 600 тыс. т в год и газовую электростанцию мощностью 1500 МВт. Стороны условились, что 60% СП будет принадлежать РУСАЛу, 40% — ливийской стороне. Также планировалось, что поставку природного газа для обеспечения электроэнергией будущего алюминиевого завода будет осуществлять NOC. Меморандум предусматривал подписание окончательных документов по созданию СП в 2009 г. и начало строительства газовой электростанции и алюминиевого завода в 2010 г.

Как известно, одним из главных конкурентных преимуществ РУСАЛа является дешевая электроэнергия, потребляемая при производстве алюминия: на европейских предприятиях удельный вес электроэнергии в себестоимости алюминия достигает 42—44%, на предприятиях РУСАЛа (как следует из годовой отчетности компании) по итогам 2009 г. — 28,0%, 2010 г. — 26,3%. Если бы РУСАЛ работал в условиях справедливого ценообразования на электроэнергию, его продукция была бы неконкурентоспособной. Вот почему в ливийском проекте приоритет был отдан строительству электростанции, работающей на местном (дешевом) природном газе.

Ливийский завод должен был стать третьим по объему производства алюминиевым предприятием О. Дерипаски после Красноярского (979 тыс. т по итогам 2010 г.) и Братского (978 тыс. т) алюминиевых заводов. Однако начавшийся в 2008 г. в мире, а затем и в России финансово-экономический кризис, ухудшение мировой конъюнктуры и обострившиеся долговые проблемы РУСАЛа отодвинули реализацию проекта на второй план.

Другим событием в истории взаимоотношений РУСАЛа и клана Каддафи стало IPO РУСАЛа, состоявшееся в начале 2010 г. Реализация 10,6% акций РУСАЛа принесла компании $2,2 млрд, а крупнейшими инвесторами стали Внешэкономбанк, купивший 3,2% акций за $663 млн, и ливийский суверенный инвестиционный фонд Libyan Investment Authority (LIA), ставший собственником 1,4% акций за $300 млн. Как утверждают многие источники, решение о покупке бумаг LIA принималось с личного согласия семьи М. Каддафи, а также высших представителей России.

В ходе IPO весомые доли в РУСАЛе приобрели инвестиционный фонд Н. Ротшильда NR Investments Limited (0,48% акций за $101 млн), хедж-фонд американского инвестора и многолетнего партнера Н. Ротшильда Дж. Полсона Paulson & Co. (0,47% акций за $99 млн), а также структуры китайского бизнесмена Р. Ньена (0,09% за $19 млн). Всего по итогам IPO у РУСАЛа появилось 233 новых акционера, а привлеченные средства были направлены на частичное погашение обязательств перед кредиторами.

Другой еще более доказательный аргумент — британский политический скандал 2008 г., названный «Битва при Корфу». Тогда публичную огласку получила тайная встреча на яхте с участием самого О. Дерипаски, Н. Ротшильда, нынешнего министра финансов Великобритании консерватора Дж. Осборна, а также тогдашнего торгового представителя Великобритании в Евросоюзе, еврокомиссара по торговле лейбориста П. Мандельсона, контролировавшего тарифы на поставки в ЕС цветных металлов. В те дни британская The Sunday Times опубликовала рассказ Дж. Осборна о том, что О. Дерипаска не раз оказывал П. Мандельсону «некие услуги». В ответ Н. Ротшильд опубликовал в The Times открытое письмо, в котором, в частности, рассказал, что О. Дерипаске предлагалось профинансировать консерваторов через подконтрольную российскому олигарху британскую компанию LDV Group Ltd.

Нельзя сбрасывать со счетов и версию об управлении инвестиционным фондом Ротшильда и лично Н. Ротшильдом частью капиталов клана Каддафи. Вполне вероятно, что летом 2010 г. фонд Н. Ротшильда был готов предоставить собственные или совместные с кланом Каддафи средства для выкупа принадлежащего холдингу «Интеррос» пакета акций ОАО «ГМК «Норильский никель». Уточним: право самостоятельно покупать акции «Норильского никеля» возникнет у РУСАЛа не ранее 2012 г., когда зафиксированное соглашением между алюминиевой компанией и кредиторами соотношение чистый долг/EBITDA снизится ниже уровня 3,0 (по итогам 2010 г. 4,4).

События в Ливии поставили О. Дерипаску практически в тупиковое положение. С одной стороны, личные отношения с Саифом эль-Исламом Каддафи, деньги ливийского режима, вложенные в акции РУСАЛа, и другие неафишируемые совместные проекты диктуют необходимость соблюдения как минимум нейтралитета, но ни в коем случае не осуждения ливийского режима. С другой стороны, вероятность ареста принадлежащих LIA акций РУСАЛа и возможное предъявление О. Дерипаске обвинений в финансовом пособничестве повинному в гибели тысяч людей ливийскому руководству предопределяют «отказ» от дружбы с Саифом эль-Исламом Каддафи и поддержку действий прозападной коалиции. Отметим, что второй сценарий в настоящее время предпочитает Н. Ротшильд, демонстративно дистанцировавшийся от ливийского «наследника».

* * *

Затянувшееся противостояние между режимом М. Каддафи и силами повстанцев, обладающее многими признаками межплеменного конфликта, заставляет силы прозападной коалиции искать приемлемый выход из сложившейся ситуации. Успешное выполнение предложенных России на саммите G8 посреднических функций в урегулировании ливийского конфликта, без сомнения, станет очевидным внешнеполитическим и макроэкономическим успехом нашей страны. Позволившим прекратить кровопролитие и избежать убытков в $5,5 млрд. Что же до высочайших ливийских «разногласий» — они вскоре забудутся. Победителей не судят.

Приложение

Отдельные социально-экономические показатели России и Ливии в 2010 г.



*На 31 декабря 2008 г.
**На 31 декабря 2007 г.
***На 31 декабря 2009 г.
Источники: Росстат, ФТС России, Банк России, ОПЕК, www.cia.gov.

Никита Кричевский


«Новая газета»
[06.06.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Дерипаска Олег Владимирович фото

Дерипаска Олег Владимирович

Российский предприниматель
Биография Медведев Дмитрий Анатольевич фото

Медведев Дмитрий Анатольевич

Президент Российской Федерации
Биография Миллер  Алексей Борисович  фото

Миллер Алексей Борисович

Председатель правления ОАО «Газпром»
Биография Путин Владимир Владимирович фото

Путин Владимир Владимирович

Премьер-министр Российской Федерации
Биография Ротшильд Натаниэль Филип Виктор Джеймс фото

Ротшильд Натаниэль Филип Виктор Джеймс

Сопредседатель Совета Директоров En+ Group

Организации статьи

ОАО «РЖД» - история, фото

ОАО «РЖД»

Российские железные дороги
Рособоронэкспорт - история, фото

Рособоронэкспорт

ОАО «Рособоронэкспорт»
ОАО «Газпром»  - история, фото

ОАО «Газпром»

Крупнейшая газовая компания
РУСАЛ - история, фото

РУСАЛ

«Российский алюминий», UC Rusal




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100