Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 KAZ _Версия для печати
Зять елбасы не спасет

Зять елбасы не спасет

Чем ближе юбилей независимости, тем обиднее становится за наш парламент. Сегодня мало кто помнит, что декларацию о государственном суверенитете вообще-то принимал Верховный Совет Казахской ССР. И первого президента в истории страны в апреле 1990 года выбирал тоже представительный орган. В стране, где однопартийный парламент молча прислуживает исполнительной власти, подобные воспоминания, наверное, будут не к месту, но в свете исторических сравнений нельзя не заметить тупик, в котором оказалась казахстанская политическая система.

Об извилистом пути казахстанского парламента и причинах его деградации был наш разговор с экс-сенатором Зауреш Батталовой. Как раз накануне последней в этом парламентском «сезоне» «пленарки». Напомним, что известный в свое время оппозиционный политик сегодня возглавляет Фонд развития парламентаризма Казахстана.

Идем обратным ходом

- Зауреш Кабылбековна, Вам не кажется, что Вы занимаетесь развитием того, чего в нашей стране просто нет?

- В ходе проводимых нашим фондом дискуссий очень часто возникает такой же вопрос — а есть ли в нашей стране парламентаризм? Как правило, представители Мажилиса и правительства говорят, что он есть. Но на самом деле они лишь подменяют понятия, говоря не о парламентаризме, а об истории парламента.

Наличие парламента еще означает наличие парламентаризма. Парламент — это государственный орган, где сидят депутаты и ведут законодательную деятельность. Парламентаризм же включает в себя целый ряд условий, без которых этот институт не может нормально функционировать: политический плюрализм, широкое представительство разных социальных слоев, честные выборы и, наконец, независимость законодательной власти от исполнительной. Ничего этого в Казахстане нет. Наш Мажилис — это скорее орган Администрации президента, нежели представительный институт.

- Если проследить эволюцию казахстанского парламента, то мы увидим поразительную вещь: золотые годы парламента пришлись на советскую эпоху, которую принято считать авторитарной. А в независимом «демократическом» Казахстане парламент превратился в ширму для того самого авторитаризма, от которого мы так стремились уйти двадцать лет назад. Согласны?

- Избранный в начале 1990 года Верховный Совет 12 го созыва был настоящим парламентом с широким спектром полномочий. По характеру государственного устройства Казахстан в конце 80-х — начале 90 х годов был парламентской респуб­ликой. Но в 1995 году была принята новая Конституция, создававшая уже суперпрезидентскую республику. Президент получил права законодательной инициативы, единолично подписал целый ряд конституционных законов — о парламенте, правительстве, судебной системе, выборах.

С этого периода начинается новый этап, который характеризуется резким сокращением полномочий парламента и снижением его политической роли в жизни страны. К примеру, парламент лишился права толкования законов в случаях, когда правоприменительная практика зашла в тупик, лишился права инициировать парламентские расследования по контролю за исполнением законов.

Самое же главное — законодательную инициативу, которая во всех демократических странах принадлежит только представительной ветви власти, казахстанский парламент по воле авторов Конституции 1995 года разделил с президентом и правительством. Причем реализация этого права депутатами крайне затруднена. Вы все видите, что большинство законов сегодня инициируется правительством, парламент их только одобряет и утверждает.

- Помните, президент, кивая на азиатские страны, как заклинание повторял свою любимую формулу: «сначала экономика, а политические реформы — потом». Может, он и в самом деле в это верил?

- Но в итоге мы видим, что без реальной демократии, свободы слова, полномасштабного представительства во власти, честной политической конкуренции сильная экономика невозможна. Поэтому уже в 2001 году либерально настроенная часть казахстанского общества заявила о необходимости политических преобразований, потребовав расширения полномочий парламента, выборности акимов, честных выборов, свободы слова... Но Назарбаев из истории с ДВК вынес другой урок. Чтобы сохранить свою власть, он еще сильнее урезал полномочия других политических институтов — ослабил независимые партии, а из парламента убрали даже намек на дискуссию.

- Распространено мнение, что при нынешнем главе государства никаких политических перемен в стране не будет. Тогда к чему все эти разговоры и мечты о том, чего просто не может быть?

- Я тоже считаю, что каких-то особых демократических изменений при действующем президенте ожидать не приходится. Но это не значит, что следует сидеть сложа руки. Эта суперпрезидентская назарбаевская система будет жить до тех пор, пока не будет четко обозначена роль парламента. Пока за ним единственным не будет признано право законодательной инициативы.

Проблема парламентаризма — это проблема всего общества. И биться над ее разрешением должны все демократические силы: либеральные партии, общественные организации. Выступая на разных трибунах внутри страны и на международной арене, мы пытаемся сформировать у нашего общества иное представление о месте и роли парламента, пытаемся разбудить казахстанцев.

Искусство создавать иллюзии

- Об ущербности нынешнего парламента говорят давно. И уже целый год самое ожидаемое событие — его досрочный роспуск. Ждали в конце прошлого года перед саммитом ОБСЕ, потом перенесли на весну, теперь возлагают надежды на осень. Вы сами-то как думаете?

- Думаю, досрочные выборы будут. Вероятней всего, в сентябре — октябре. Насколько точны такие прогнозы, будет ясно в самое ближайшее время. Если роспуск запланирован, депутаты должны будут принять соответствующее решение до завершения текущей сессии.

- А есть ли смысл при нынешней политической системе его вообще переизбирать?

- Новые выборы Казахстану и обществу не дадут ничего. Сколько ни переизбирай, все одно получится — театр марионеток. Перевыборы, изменения состава, смена названий не дадут качественных преобразований. Для этого нужны полномочия. Тогда парламентаризм станет настоящим явлением в нашей политической жизни.

Сегодняшние выборы нужны не народу, а власти. Для того чтобы очередной раз продемонстрировать Западу свою приверженность демократии. Все помнят, как перед выбором Казахстана на пост председателя ОБСЕ в ноябре 2007 года тогдашний глава МИДа Марат Тажин пообещал либерализацию законодательства о выборах, свободе слова и партиях. Но эти обещания так и не выполнили.

Все это — приемы для успокоения западной общественности, чтобы в очередной раз увернуться от критики и создать иллюзию неких демократических процессов. Поэтому я против досрочных выборов. Пусть они проходят в положенный срок.

- Разве соблюдение сроков что-то меняет? Если бы выборы президента проводились, как и положено, в 2012 году, неужели бы они прошли как-то иначе?

- Периодичность выборных процессов важна в том плане, что это создает определенные ориентиры для общества и политических сил. Когда сроки выборов соблюдаются, граждане и партии могут к ним подготовиться. Почему на апрельских выборах президента у нас не было ни одного реального претендента? Именно поэтому.

От войны компроматов — к реформам

- На Ваш взгляд, противостояние Рахата Алиева и Нурсултана Назарбаева чем закончится?

- Оно уже закончилось. Потому что Алиев, говоря словами Тасмагамбетова, — это «назарбаевский продукт». Ответственность за Алиева лежит на Назарбаеве.

- Это понятно, но война компроматов — к чему она приведет?

- К дальнейшей потери имиджа президента. Рахат Алиев играет сегодня ключевую роль в создании реального портрета главы государства. Но окончательную точку во всей этой войне компроматов поставит общество, которое увидит, что представляет собой наша власть и рано или поздно настоит на реальных политических переменах в стране. В том числе и на досрочных президентских выборах. Не думаю, что Назарбаев будет досиживать свой пятилетний срок до конца. Война компроматов может заставить его уйти, оставив вместо себя преемника. Власть понимает возрастающую общественную потребность в переменах.

- А как Вам другой «назарбаевский продукт» — Тимур Кулибаев?

- Если методы воспитания одни и те же, то они дадут точно такие же результаты.

- Когда можно будет сказать, что парламентаризм в Казахстане есть?

- Тогда, когда депутаты парламента смогут проводить независимые расследования и инициировать процедуру импичмента главы государства. Так, как это мы видим в демократических странах. Когда право законодательной инициативы будет только у парламента, когда принимаемые им законы будут прямого действия, когда правительство будет формироваться парламентом и будет ему подотчетно.

В этом году исполняется десять лет ДВК. В политической программе у нас тогда одним из ключевых было требование расширения полномочий парламента. Эта задача актуальна и по сей день. Двадцать лет мы строили авторитаризм. Пора свернуть с этого опасного пути, пока не поздно.



Александр БАРАНОВ


РЕСПУБЛИКА
[04.07.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Кулибаев Тимур Аскарович фото

Кулибаев Тимур Аскарович

Председатель Правления АО «ФНБ «Самрук-Казына»
Биография Назарбаев  Нурсултан Абишевич фото

Назарбаев Нурсултан Абишевич

Президент Республики Казахстан




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100