Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS _Версия для печати
Таможенный Союз - Интеграция как система

Таможенный Союз - Интеграция как система

Задача упрощения таможенного контроля, при одновременном сохранении его эффективности, непроста, но современное развитие таможенного администрирования не предполагает иного пути. Федеральная таможенная служба активно ищет и использует новые инструменты в своей работе, такие как система управления рисками (СУР), категорирование участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), электронное декларирование и другие.

Об этом, а также об уполномоченном экономическом операторе, новых функциях таможенников, работающих в пунктах пропуска, рассказывает начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТО-ИТК) Дмитрий НЕКРАСОВ.

Всех расставить по ступеням

- Дмитрий Викторович, результаты, достигнутые по СУР в 2010 году, отмечались на коллегии ФТС России, посвященной итогам работы в прошлом году. Что бы вам особо хотелось отметить?


- В целом работа по применению СУР в 2010 году была ориентирована на обеспечение ее эффективности. В ЦТУ и ЮТУ проводились эксперименты, в ходе которых отрабатывались модели оценки уровня риска для того, чтобы оценить возможности их внедрения во всех таможенных органах. Региональным таможенным управлениям (РТУ) в прошлом году было делегировано право самостоятельного издания профилей риска на постоянной основе. В целом же была проведена актуализация общероссийских профилей рисков, позволившая оптимизировать степень выборочности таможенного контроля с использованием СУР путем более тонкой настройки индикаторов риска.

В 20lO году под действие профилей рисков попало более 830 тысяч ввозимых партий товаров (18 процентов от общего числа оформленных при ввозе партий), из них досмотр был проведен менее чем по 270 тысячам (5,7 процента от общего числа оформленных партий). При вывозе под действие профилей рисков попало немногим более 133 тысяч оформленных партий товаров и транспортных средств (5 процентов от общего числа оформленных при вывозе партий ), из них по 22 тысячам партий был произведен таможенный досмотр (0,9 процента от общего числа оформленных партий). В результате применения СУР было возбуждено более 9,5 тысячи дел об административных правонарушениях и около 300 уголовных дел.

- Как идет работа по категорированию участников ВЭД? Каковы критерии категорирования?

- Категорирование участников -одна из составляющих СУР. В соответствии с внутриведомственным планом ФТС России по развитию и применению СУР до июля 2011 года, должны быть подготовлены соответствующие проекты приказов. В частности, должен быть сформирован перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых не применяются меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков. Для ускорения совершения таможенных операций также должен быть определен порядок проведения контроля при ввозе автомобильных комплектующих и другой сопутствующей продукции, используемой при производстве автомобилей, которая поступает в адрес автопроизводителей для промышленной сборки моторных транспортных средств. Кроме того, вместе с ФНС России должна быть сформирована технология взаимодействия налоговых и таможенных органов по проведению совместных проверочных мероприятий в отношении организаций, занимающихся ввозом и торговлей иностранными товарами на российской территории.

В условиях активизации экономики, роста товарооборота, объявленного сокращения штатной численности всех государственных органов, в том числе и таможенных, мы ищем пути рационального и эффективного таможенного контроля. Понятно, что нарушают таможенное законодательство не все. А тех, кто нарушает, условно можно разделить на две группы: те, кто делает это целенаправленно, осознанно создавая определенные схемы, и те, кто в силу незнания или невнимательности допускает нарушения, похожие на ошибки. При этом у всех разные таможенные и налоговые истории, разная репутация. Важно не только, какие нарушения допускает участник ВЭД, но и как он реагирует на нарушения законодательства, а также насколько эти нарушения критичны для экономики страны.

По сути, мы возобновляем работу, которая когда-то начиналась в таможенной службе, но оказалась достаточно уязвимой для негативных факторов, например, коррупции. Поэтому, с учетом накопленного опыта, идет поиск рациональных механизмов таможенного контроля, а категорирование участников ВЭД - один из таких механизмов, хорошо зарекомендовавший себя в других странах.

Де-факто такой механизм существует у нас и у наших соседей по Таможенному союзу. Сотрудники постов и таможен прекрасно знают, как происходит оформление одними и теми же участниками ВЭД в течение многих лет по одному и тому же товару, по одному и тому же контракту, по одному и тому же заводу. Они знают о репутации руководства и сотрудников этих предприятий. Конечно, в этом случае они стараются не усложнять процесс таможенного контроля. Так что, категорирование участников ВЭД - это способ сделать такой подход прозрачным, понятным, предсказуемым для участников ВЭД и наших сотрудников.

Предполагаем, что нам удастся заложить разные ступени - степени доверия. Для тех, кто только начинает работу и имеет небольшую историю, упрощения будут одни. Кто уже долгие годы стабильно работает - другие, и в случае нарушений они будут откатываться на ступень ниже. В тех случаях, когда нарушения станут критичными, они должны просто исключаться из числа добросовестных участников ВЭД. Но если эти нарушения не критичны, то достаточно будет понижения степени доверия на одну-две ступени. В таможенной службе идут горячие дискуссии по механизму категорирования. Ведь необходимо максимально оградить его от разных рисков, в том числе от коррупционной составляющей.

Закон вам в помощь

- Участники ВЭД с нетерпением ждут, когда заработает норма, предусмотренная законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», об уполномоченном экономическом операторе.


- Эта норма направлена на упрощение таможенных формальностей. Однако, если категорирование участников ВЭД это выборочные и простые механизмы таможенного контроля, то институт уполномоченного экономического оператора предусматривает специальные упрощения. Они касаются порядка декларирования и выпуска товаров, завершения таможенного транзита, дают возможность временного хранения товаров не на складах временного хранения, а на своих площадях. Это особенно востребовано крупными производственными предприятиями, хотя формально закон не ограничивает права на применение специальных упрощений юридических лиц, не осуществляющих производственную деятельность.

Но для производственных предприятий, которые станут уполномоченными экономическими операторами, делается чуть большее послабление в рамках завершения процедуры транзита. Критерии для уполномоченных экономических операторов, осуществляющих производственную деятельность, сейчас вырабатываются. Идут дискуссии между тремя странами и о результате говорить преждевременно.

Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вступил в силу в конце 2010 года. И в нем уже заложен институт уполномоченного экономического оператора. Во избежание правового вакуума до выхода подзаконных нормативных правовых актов, в Федеральном законе предусмотрен переходный период. Этот новый институт своего рода преемник института лиц, в отношении которых были установлены специальные упрощенные процедуры. До начала включения экономических операторов в реестр, из почти 300 организаций, которые уже работали с применением специальных упрощенных процедур, больше половины изъявили желание продолжать работать в переходный период. Впоследствии они намерены стать уполномоченными экономическими операторами, о чем и уведомили ФТС России. Сейчас они работают с применением ранее установленных специальных упрощенных процедур.

Фактически в Российской Федерации уполномоченный экономический оператор появится тогда, когда будут изданы все необходимые приказы. Регламент, который определит порядок включения в этот реестр, разработан, завершается его согласование. После подписания он будет направлен в Минэкономразвития. К сожалению, весь процесс займет еще несколько месяцев. Однако параллельно ФТС России разрабатывает другие документы, необходимые для функционирования института экономического оператора. Они менее громоздкие, поэтому, я думаю, что они вступят в силу одновременно с регламентом. Обозначенный законом срок - конец 2011 года. Но мы делаем все, чтобы завершить работу как можно раньше.

- С первого июля 2011 года, после передачи таможенным органам некоторых функций других ведомств, на границе останутся только пограничники и таможенники. Начнет действовать принцип «одного окна», о чем так долго говорилось.

Кто от этого выиграет, что это будет означать для таможни?


- На самом деле закон № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» вступает в силу с 29 июня 2011 года. Законом предполагается сокращение административных барьеров путем передачи таможенным органам полномочий по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля, а в специализированных пунктах пропуска - документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля. Это обусловлено отсутствием благоприятных условий для пересечения государственной границы РФ, несоответствием системы пропуска международным стандартам, дублированием отдельных функций и технологических операций органами государственного контроля, что приводит к длительному проведению контроля в пунктах пропуска. Закон позволит ускорить прохождение товаропотока через границу, поскольку большая часть легального товарооборота не будет подвергаться фактическому контролю.

Этот нормативный акт много лет «прорывался» сквозь межведомственные барьеры. Были жесткие дискуссии, дебаты на различных уровнях. Если с передачей транспортного контроля все ясно, то с другими видами контроля дела обстоят сложнее. Все карантинные грузы сопровождаются определенным набором документов. Как правило, большинство законопослушных грузополучателей заранее оформляют необходимые разрешения, лицензии, свидетельства и этих документов для контроля достаточно. Но не всегда все бывает гладко. И если в документах будут расхождения, а также, если у таможенников есть информация о возможных нарушениях законодательства, содержащаяся в ориентировках, из курирующих министерств (Минсельхоз, Минздрав и т.д.), фактический контроль должен будет проводить специалист одной из этих служб - ветеринарной, санитарной и т.д.

Нужны документы, которые будут определять последовательность действий сотрудников таможенных органов в специализированных пунктах пропуска при проведении этих видов контроля. Кроме того, нужны документы по принятию решения о возможности ввоза подконтрольных товаров, об их немедленном вывозе, либо о направлении подконтрольных товаров в специально оборудованные и оснащенные места для проведения проверки должностными лицами Роспотребнадзора или Россельхознадзора.

К сожалению, несмотря на то что до вступления в силу закона осталось совсем мало времени, отдельные министерства и ведомства заняли неконструктивную позицию, которая тормозит решение конкретных вопросов, связанных с реализацией закона. Нужны, как я уже сказал, подзаконные акты: постановления Правительства России, инструкции, а также технологии взаимодействия. ФТС России многократно направляла на согласование разработанные ею документы, однако результата пока нет. Кстати, в течение 2010 года на базе РТА было организовано обучение сотрудников таможни в связи с передачей им новых полномочий. Однако для полноценной организации и завершения этого процесса необходимо получить от соответствующих министерств образцы выдаваемых ими разрешительных документов, подписей и штампов, оформляемых по результатам контроля документов.

По сути, у таможенной службы появилась новая функция, а это - дополнительные нагрузка и ответственность. Но ФТС России - исполнительный орган и мы выполняем поручение Правительства России, не находя почему-то понимания в тех ведомствах, которые передают нам свои функции. А ведь от того, насколько качественно они организуют нашу работу, зависит и общий результат. Однако пока превалируют узковедомственные интересы, что затрудняет реализацию закона.

- В числе приоритетных задач на этот год, которые были озвучены на итоговой коллегии ФТС России 2010 года, упрощение таможенных операций и совершенствование таможенного контроля на территориях ОЭЗ. Как идет работа по этому направлению?

- На территории Российской Федерации в соответствии с законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года созданы 24 ОЭЗ: четыре промышленно-производственные, четыре технико-внедренческие, три портовые и 13 туристско-рекреационных. Президент и Правительство России уделяют большое внимание особым экономическим зонам, и их число будет расти. Планируется создание ОЭЗ промышленно-производственного типа в Рязанской области, а также две региональные ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях.

Кроме того, на создание этих зон и их правовое регулирование в нашей стране оказывают влияние и те процессы, которые идут в рамках ТС. У наших коллег по тройке тоже есть ОЭЗ, и где-то регулирование более мягкое, чем в России. В рамках ТС действует соглашение по ОЭЗ, но полной унификации законодательства в этой области пока нет. Тем не менее, ФТС России готовит и находит пути, упрощающие таможенные процедуры, исключить некоторые избыточные операции. Подготовлен проект федерального закона по внесению изменений в законы № 116-ФЗ, № 16-ФЗ и № 104-ФЗ (принят в первом чтении Госдумой и дорабатывается для его рассмотрения во втором чтении). Этим проектом предполагается упростить порядок уничтожения товаров и упаковки, пришедших в негодность, непосредственно на территории ОЭЗ или за ее пределами, без помещения таких товаров и упаковки под таможенную процедуру уничтожения. Проектом предполагается определение территорий ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов в качестве мест временного хранения, что позволит осуществлять временное хранение товаров резидентов ОЭЗ.

Подготовлен проект приказа, направленный на упрощение и ускорение совершения таможенных операций, связанных с ввозом и вывозом товаров на (с) территорию (и) ОЭЗ. Он предусматривает автоматизацию обмена документами между резидентами ОЭЗ (нерезидентами) и таможенным органом, находящимся в ОЭЗ, при совершении таможенных операций при ввозе и вывозе товаров на (с) территорию (и) ОЭЗ. Также подготовлен проект приказа, определяющего порядок представления резидентами ОЭЗ в таможенный орган отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Он предусматривает сокращение форм отчетности и предоставление отчетности в отношении отдельных категорий товаров только по требованию для проведения таможенного контроля.

Планируется разработать проект приказа, определяющего требования к оборудованию и обустройству территории ОЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной экономической зоны. Будет предусмотрена возможность оборудования и обустройства отдельных земельных участков, выделенных резидентам ОЭЗ органами управления ОЭЗ для проведения таможенного контроля. Это позволит применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны на отдельном участке территории ОЭЗ, исключив необходимость создания объектов таможенной инфраструктуры на всей территории ОЭЗ.

Что такое качество?

- Какие новые задачи поставлены в нынешнем году для развития электронного декларирования и предварительного информирования?

- В предыдущие годы таможенная служба в основном работала над созданием условий для того, чтобы электронное декларирование стало массовым. Поэтому главной задачей были количественные показатели и устранение препятствий для внедрения массового электронного декларирования. Конечно, начиналось все, в какой-то степени, в лабораторных условиях. Нам важно было понять, насколько этот механизм работоспособен. И можно сказать, что в 2010 году был совершен прорыв в этом направлении.

Доля грузовых таможенных деклараций, выпускаемых в электронной форме в общем количестве деклараций, на сегодня составила 64 процента, при этом более 61 процента были поданы с использованием Интернета. Для сравнения, в январе 2010 года этот показатель не превышал 2,5 процента. Количество участников ВЭД, применявших электронную форму декларирования в 2010 году, составило около 52 процентов от общего количества (более 23,5 тысячи участников ВЭД).

Сейчас в системе электронного декларирования реализованы девять таможенных процедур, под которые помещается более 99 процентов товаров (экспорт, выпуск для внутреннего потребления, свободная таможенная зона, временный ввоз, реэкспорт и прочие). При этом на процедуру выпуска для внутреннего потребления приходится около 66 процентов товаров, а под процедуру экспорта - более 28 процентов.

Если коротко сформулировать задачу на 2011 год, то это переход количества в качество. Во-первых, качество в нашем понимании - это устранение суррогатных явлений, когда электронная декларация в некоторых случаях подтверждается еще и на бумажном носителе. Таможенники вынуждены это делать, поскольку не получают от министерств и ведомств необходимые для таможенного контроля документы в электронном виде. К сожалению, в большинстве ведомств электронные технологии находятся на начальной стадии развития, и межведомственное взаимодействие не налажено. Поэтому нередки случаи, когда получив в электронном виде декларацию, таможенный инспектор видит, что необходим, например, ветеринарный контроль. Значит, участник ВЭД должен предоставить ветеринарное свидетельство. Так что, в определенной степени ФТС России заложник ситуации.

Во-вторых, качество - это рационализация при формировании пакета документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. ФТС России не расценивает электронное декларирование как автоматический перевод бумажного пакета документов в электронный вид. Это бессмысленное занятие, ставящее участника ВЭД в нелепое положение. Поэтому необходимо пересмотреть этот пакет документов, сократив ненужные бумаги.

И, в третьих, качество - это сохранение эффективности таможенного контроля при переходе на электронное декларирование. Поскольку мы понимаем, что при такой массовости могут найтись недобросовестные участники ВЭД, которые захотят воспользоваться какими-то недоработками технологии.

В 2010 году ФТС России провела большую работу, итогом которой стало создание 14 специальных таможенных постов - центров электронного декларирования (ЦЭД), с компетенцией по приему деклараций только в электронном виде, использующих в своей деятельности преимущественно технологию удаленного выпуска. ЦЭД взаимодействуют со 181 таможенным органом, в регионе деятельности которых могут находиться товары, в том числе и расположенных в местах, приближенных к госгранице. В первом квартале 2011 года ими было оформлено 2365 деклараций на товары в электронной форме. С начала проведения этого эксперимента наблюдается положительная динамика как роста количества оформленных деклараций, так и количества участников вЭд, использующих технологию удаленного выпуска..

Таможенные органы заинтересованы в своевременном получении достоверной информации, необходимой для проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, прибывающих на территорию ТС. При этом источниками наполнения информационной базы ФТС России являются сведения, представленные таможенными администрациями стран мира, иными федеральными органами исполнительной власти, а также информация, полученная от заинтересованных участников ВЭД.

Если рассматривать предварительную информацию, поступающую от заинтересованных лиц, как элемент системы предварительного информирования, то сейчас российские участники ВЭД имеют возможность представлять предварительную информацию в отношении товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом. В дальнейшем предполагается расширить эту возможность, включив в систему предварительного информирования морской и авиационный транспорт.

Рассматривается возможность введения обязательного предварительного информирования в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом. Но это не станет неприятной неожиданностью для заинтересованных лиц. После подписания всех необходимых документов информация будет доведена до всех заинтересованных лиц в сроки, установленные законом (№ 304-ФЗ от 15 ноября 2010 года). Также предполагается адаптационный переходный период к вновь введенной норме по аналогии с Европейским союзом. В условиях ТС, по предварительным оценкам, этот период будет составлять около полугода.

Завершая разговор, хочется отметить, что ФТС России стремится не только своевременно реагировать на текущие потребности экономики, но и работать на перспективу.



Валентина ДУДКОВА, Фото: Веры АБАРЕНОВОЙ


Журнал «Таможня» №13 [276]
[18.07.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Некрасов Дмитрий Викторович фото

Некрасов Дмитрий Викторович

Начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС

Организации статьи

Федеральная таможенная служба РФ - история, фото

Федеральная таможенная служба РФ

ФТС РОССИИ
Правительство Российской Федерации - история, фото

Правительство Российской Федерации

Правительство России
Россельхознадзор - история, фото

Россельхознадзор

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Роспотребнадзор - история, фото

Роспотребнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Минсельхоз - история, фото

Минсельхоз

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Минздравсоцразвития - история, фото

Минздравсоцразвития

Минздравсоцразвития России
Европейский союз - история, фото

Европейский союз

Евросоюз, ЕС




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100