Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 KAZ _Версия для печати
Доклад главы НЭПК «Атамекен»

Доклад главы НЭПК «Атамекен»

Тезисы выступления А.Т.Перуашева на конференции «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса».

Уважаемые дамы и господа! Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» в моем лице рада приветствовать участников конференции от имени предпринимателей Казахстана.

Таможенный союз работает уже второй год, завершается формирование нормативно-правовой базы Единого экономического пространства, до назначенной даты открытия которого осталось менее полугода. В условиях высоких темпов интеграционного процесса, обсуждение вынесенных на сегодняшнюю конференцию проблем, приобретает особую актуальность.

Республика Казахстан первой среди стран бывшего СССР получила статус страны с рыночной экономикой и высокие рейтинговые оценки инвестиционного класса. По данным Всемирного банка, Казахстан признан страной с наиболее успешными реформами по улучшению условий для бизнеса. По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения мы занимаем первое место в СНГ и опережаем ряд стран Восточной Европы. По информации Национального банка приток, прямых иностранных инвестиций в Казахстан составил более $100 млрд. Общий рейтинг Казахстана по инвестиционной привлекательности Doing Business на конец 2010 года, согласно их отчету, это 59 место. У России, для сравнения – 123-е.

Российское бизнес-сообщество стремится выйти на казахстанский рынок. Это показала Конференция-встреча казахстанских и российских предпринимателей в Москве 28.04.11., организованная Министерством экономического развития и торговли и Торговым представительством Казахстана в России при поддержке Национального агентства по экспорту и инвестициям.

Некоторые российские предприниматели, успешно торгующие в Казахстане, высказали намерение часть производства перевести в Казахстан. Выгоды - уменьшение затрат на транспортировку, более низкие налоговые ставки, а, в конечном счете, снижение себестоимости продукции. В перспективе – экспорт произведенной в Казахстане продукции.

Критичными видятся слабое инфраструктурное оснащение, большая отдаленность городов друг от друга, слабое логистическое сопровождение, низкая плотность населения.

Российский бизнес в Казахстан привлекает благоприятное инвестиционное законодательство и эффективные меры поддержки предпринимателей, а также, что крайне важно, политическая и экономическая стабильность. Как отмечают эксперты, наиболее значительный поток инвестиций идет в сырьевой сектор.

Поддержка со стороны государства дает ощутимые результаты. Если говорить об Антикризисной программе Правительства и Национального банка по стабилизации экономики, разработанной по инициативе Президента Н.Назарбаева, то, прежде всего, нужно обратить внимание на её масштабы: с учетом пересмотра требований к резервам банков, в экономику направлено около 20 % ВВП.

Никогда в истории и ни в одной стране мира не было таких масштабов государственной поддержки экономики. Программа профинансировала меры по стабилизации рынка недвижимости и жилищного строительства. Также были направлены средства на поддержку малого и среднего бизнеса; на форсированное развитие агропромышленного комплекса; реализацию инновационных индустриальных проектов.

Была поддержана банковская система, удалось снизить издержки бизнеса и избежать той экономической катастрофы, которая разразилась в ряде развитых стран мира. Самое главное - удалось избежать массового сокращения рабочих мест, безработицы.

Антикризисная программа помогла многим компаниям и предпринимателям не только защититься, но и перестроиться, открыть для себя новые возможности. В частности, у машиностроительных предприятий резко возрос объем выпуска продукции от 35 до 70 процентов. Тот же самый феномен наблюдается в фармацевтической отрасли, в мебельной промышленности, и в других секторах.

Была реализована и комплексная программа по развитию казахстанского содержания в закупках национальных компаний. С ее помощью отечественные товаропроизводители смогли поддержать производство, а крупные национальные компании стали закупать товары и услуги преимущественно у отечественных производителей и поставщиков.

В самый разгар мирового кризиса в 2008 году Президент Н. Назарбаев выступил с инициативой о реализации Программы форсированной инновационной индустриализации, согласно которой был разработан целый пакет государственных мер стимулирования и развития бизнеса. Программа направлена на то, чтобы бизнес активнее переходил из сферы коммерции в реальный сектор экономики. И сегодня эта Программа приносит плоды.

Был дан старт программе «Дорожная карта бизнеса-2020», по которой были определены приоритеты в реальном секторе экономики и выделены крупные средства на их поддержку.

Таким образом, можно отметить, что шаги по защите бизнеса в Казахстане носят комплексный характер. Несомненное влияние на положение бизнеса оказывает Национальная экономическая палата «Атамекен», объединившая бизнес-сообщество и наладившая серьезное взаимодействие с Правительством и Парламентом.

Тому, что российское производство перебирается в Казахстан, а казахстанская продукция экспортируется в Россию, способствует единый рынок в рамках Таможенного союза, говорят бизнесмены, и подчеркивают - выигрывают от этого экономики обеих стран.

Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атамекен» совместно с Национальным агентством по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» был осуществлен проект: «Идентификация проблем казахстанских экспортеров, препятствующих организации/развитию экспортной способности, ведению внешнеторговой деятельности за рубежом, выработка предложений по их решению».

Самый большой интерес – прирост на 33,3% к действующим объемам в качестве места потенциального экспорта занимает Китай, а также страны, входящие в Таможенный союз - 28,1%. Кроме того, интерес к России - 19,3% в качестве страны потенциального экспорта значительно выше, чем к Белоруссии - 8,8%.

В то же время, несмотря на все разъяснения выгод от вступления в Таможенный союз, ожидания казахстанской общественности, складывающиеся под влиянием публикаций в некоторых отечественных СМИ, нельзя назвать однозначно оптимистичными. Казахстанцев пугает, в основном, предстоящая конкуренция с российской и белорусской промышленностью.

Что касается засилья на нашем рынке российских и белорусских товаров, то оно в какой-то мере существует и сегодня. Но в Таможенном союзе, когда для россиян и белорусов, так же, как и для нас, подорожают товары, ввозимые из-за пределов Союза, может оказаться востребованной казахстанская продукция, которую до сих пор в Россию и Беларусь ввозили из третьих стран. Например, такие товары, как мясо, шерсть, кожевенное сырье из Казахстана, в соответствии с идеологией Таможенного союза, должны для России и Беларуси стать предпочтительнее, чем, скажем, из Монголии - при прочих равных условиях.

Для того, чтобы избежать резкого роста цен на ряд импортных товаров, Казахстан согласовал с Россией и Беларусью переходный период на 5-10 лет, в течение которого будут сохраняться прежние тарифы.

Как безусловный плюс от создания Таможенного союза всеми признаются возможности для развития, предоставляющиеся казахстанской легкой промышленности, которая до сих пор безнадежно проигрывала китайской. Кроме того, налоговое законодательство Казахстана, в результате проведенных в последние годы реформ, значительно облегчает ведение бизнеса в реальном секторе экономики, что дает отечественному производителю определенное преимущество в конкуренции с российскими и белорусскими предприятиями. Общая индустриальная отсталость Казахстана, обусловленная однобоким развитием экономики нашей республики в советский период, в правовом поле Таможенного союза, защищающем от конкуренции с третьими странами, как рассчитывает Правительство, будет преодолена - для этого и разрабатываются планы по форсированному индустриально-инновационному развитию.

Кроме того, создание Таможенного союза позволит Казахстану и Беларуси вступить во Всемирную торговую организацию вместе с Россией - на тех выгодных условиях, которые оговаривает для себя Российская Федерация.

В целом, Таможенный союз создан с целью интеграции экономик и углубления сотрудничества, а не обострения конкуренции, хотя такое обострение неизбежно произойдет. Но если мы действительно собираемся войти в число 50 конкурентоспособных стран мира, то следует воспринимать конкуренцию в рамках Таможенного союза как подготовку к более жесткой конкуренции на мировых рынках.

Наша Палата принимает самое активное участие в формировании благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Одним из направлений такой деятельности стала работа по сокращению разрешительных документов и устранению избыточных административных барьеров. «Атамекеном» подготовлен промежуточный отчет по анализу состояния лицензионно-разрешительной системы в РК – состоялось очередное заседание Рабочей группы НЭП «Атамекен» по либерализации законодательства в сфере предпринимательской деятельности, созданной 25 апреля т.г. приказом председателя Президиума Палаты во исполнение поручений Главы государства о сокращении контрольно – надзорных функций госорганов и оптимизации проверок.

На сегодняшний день Законом РК «О лицензировании и разрешительных документах» предусмотрено 26 сфер, 108 видов, 215 подвидов и 111 подподвидов лицензирования.

В общей численности 6 Кодексами и 41 Законами Республики Казахстан предусмотрено 1 015 различных видов разрешительных документов.

По итогам проведённого анализа, Национальная экономическая палата «Атамекен» предлагает разработать проект Закона РК «О лицензировании и разрешительных документах» в новой редакции, с учетом изучения международного опыта: пересмотреть перечень видов лицензируемой деятельности; поставить на утрату ряд постановлений правительства и иные ведомственные приказы, регулирующие на сегодняшний день порядок лицензирования.

В порядке сокращения административных барьеров предлагается:

1) исключить нотариальное удостоверение всех документов;
2) сократить перечень дополнительных документов, предоставляемых для получения лицензии и определить исчерпывающий перечень документов;
3) исключить или конкретизировать все нормы, по которым может возникать неоднозначное толкование, устранить пробелы в НПА, касающихся лицензирования;
4) исключить лицензионный сбор;
5) исключить обязательное получение заключений органов СЭС, противопожарной службы, охраны окружающей среды, промышленной безопасности, энергонадзора;
6) исключить подподвиды лицензирования, с переводом некоторых из них на уведомительный порядок, а также перевести ряд подвидов лицензирования на уведомительный характер;
7) конкретизировать сроки для рассмотрения полноты предоставленного пакета документов, для проведения процедуры согласования в других уполномоченных органах и для непосредственного рассмотрения заявления на получение лицензии, а также сократить сроки рассмотрения заявления на получение лицензии.

Реализация предлагаемых нами мер существенно улучшит инвестиционный климат и будет способствовать развитию добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.



РСПП
[19.07.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Перуашев Азат Турлыбекулы фото

Перуашев Азат Турлыбекулы

Глава партии «Акжол»

Организации статьи

Атамекен - история, фото

Атамекен

НЭПК «Атамекен»




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100