Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 BLR,  RUS _Версия для печати
«Группа ГАЗ» и МАЗ: возможности партнерства

«Группа ГАЗ» и МАЗ: возможности партнерства

Сегодня к Минскому автомобильному заводу проявляют интерес крупные иностранные автопроизводители. Дирекция белорусского предприятия и Правительство заинтересованы привлечь в Минск стратегического инвестора. Это даст возможность обеспечить дальнейшее развитие производства и укрепить позиции завода на рынке Таможенного союза и третьих стран. Основной акционер российской «Группы ГАЗ» ОАО «Русские машины» еще в 2008 году выступало с предложением стратегического партнерства с Минским автомобильным заводом

Они были с интересом восприняты белорусской стороной. Однако в переговорах возникла пауза — свои серьезные коррективы внес мировой кризис. Сейчас переговорный процесс возобновился.

Из кризиса с успехом

Некоторые аналитики скептически оценивали перспективы «Группы ГАЗ» в связи с кризисом. Даже прогнозировали — уже по итогам 2009 года — банкротство компании, ее национализацию и потерю позиций на рынке. 2009 год ГАЗ действительно закончил с убытками. Но отчеты российских автогигантов об итогах деятельности за 2010 год удивили скептиков. Неожиданно для многих финансовые показатели «Группы ГАЗ» (составленные, разумеется, по международным стандартам финансовой отчетности) оказались лучше, чем у остальных российских производителей коммерческой техники. Так, рентабельность «Группы ГАЗ» по EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и начисленной амортизации) составила 9,7%. Существенно выше, чем у двух ближайших конкурентов.

За счет чего же компании, серьезно пострадавшей в кризис, удалось сделать такой рывок в 2010 году и открыть для себя новые перспективы развития? Прежде всего, как отмечают аналитики: ГАЗ проделал отличную работу по сокращению издержек. Именно это позволило ему значительно повысить рентабельность.

Еще одним фактором успеха стало обновление модельного ряда. В 2010 году «Группа ГАЗ» представила новые автомобили во всех сегментах коммерческого транспорта: модернизированную «ГАЗель–БИЗНЕС» с дизельным и бензиновым двигателем. Новые грузовики «Урал» в бескапотном исполнении. Новые автобусы. Модернизированную строительно–дорожную технику.

Конечно, окончательные выводы делать еще рано. Посткризисная гонка за лидерством в российском автопроме продолжается. Но пока аналитики отмечают очень высокие шансы в этой борьбе «Группы ГАЗ». Стратегическое партнерство ГАЗа и МАЗа может стать серьезной базой для дальнейшего усиления позиций на российском рынке как самой российской автомобилестроительной компании, так и Минского автозавода, а также белорусских предприятий, поставляющих ему детали и комплектующие. Кстати, примеры успешного, взаимовыгодного сотрудничества ГАЗа и МАЗа уже имеются.

Эффект сотрудничества

В 2008 году стартовало серийное производство автомобилей МАЗ с дизельными двигателями ЯМЗ–650 производства Ярославского моторного завода, который входит в «Группу ГАЗ». Минские автомобили с ярославскими двигателями получили маркировку «серия А9». Наряду с конструктивными усовершенствованиями использование в составе автомобилей МАЗ ярославского двигателя обеспечило ряд очевидных преимуществ в эксплуатации и эргономике. Так, топливная экономичность автомобилей МАЗ серии А9 с двигателем ЯМЗ–650 выше на 20% по сравнению с показателями серии А8. Ресурс двигателя выше на 25% и составляет 1 млн. км. Затраты на сервис ниже на 40% в первый год эксплуатации.

Еще одно перспективное направление сотрудничества двух компаний — это оснащение двигателей МАЗ новыми ярославскими дизельными двигателями 530–го семейства экологического стандарта Евро–4. Как известно, в соответствии с техническими регламентами Беларуси и России нормы Евро–4 для производителей атвомобильной техники вступают в силу с 2012 года. Реализация этого проекта позволит МАЗу укрепить свои конкурентные позиции на рынке России и других стран. А также порадовать потребителей другими преимуществами своих автомобилей с новыми двигателями. Такими, как повышенная мощность, крутящий момент, сниженный расход топлива и, что немаловажно, — более конкурентоспособная цена, чем на машины с моторами зарубежных производителей.

При этом следует подчеркнуть, что сотрудничество МАЗа и ГАЗа не ограничивалось только технической стороной. В кризис 2008 — 2009 годов, когда объемы продаж автопроизводителей упали в разы как в России, так и в Беларуси, и автозаводы были вынуждены сокращать объемы производства, «Группа ГАЗ» и МАЗ объединили свои усилия для увеличения продаж. Компании запустили совместные маркетинговые акции, которые способствовали продвижению автомобилей МАЗ с двигателем Ярославского моторного завода на российском рынке. Они включали скидки для потребителей — на 70 тысяч российских рублей. А также снижение цены на автомобили МАЗ серии А9 до уровня предыдущей серии машин. В результате был обеспечен рост объемов продаж тяжелых грузовиков МАЗ, 90% из которых комплектуются двигателями «Группы ГАЗ», более чем в 4 раза. В 2010 году на российском рынке было продано около 5,5 тыс. тяжелых автомобилей МАЗ, тогда как в 2009 году — около 1,3 тыс. Успешная динамика продаж минских автомобилей с ярославскими моторами отмечается и в этом году: в I квартале 2011 года продажи выросли более чем в 2 раза по сравнению с тем же периодом 2010 года.

Перспективное предложение

Какими же видятся дальнейшие перспективы сотрудничества «Группы ГАЗ» и Минского автомобильного завода? Вот что думает по этому поводу генеральный директор ОАО «Русские машины» Александр Филатов: «Наша компания заинтересована в синергетическом партнерстве с предприятиями машиностроительной отрасли Беларуси. Обладая перспективным кадровым и производственным ресурсом, белорусская индустрия сегодня может в полной мере реализовать свой потенциал, освоить производство новых, востребованных рынком продуктов. В свою очередь, мы готовы привнести в развитие отрасли наш опыт в сфере управления производством и внедрения новейших технологий».

Сегодня специалисты согласны в том, что решение стоящих перед белорусским автомобилестроением принципиальных вопросов — нехватка инвестиций для техперевооружения и разработки новых изделий, угроза потери позиций на основных рынках — практически невозможно без вступления в стратегические альянсы с ведущими игроками автомобильного рынка. По оценке руководства Минского автомобильного завода, для того чтобы в обозримой перспективе существенно поднять качественный уровень выпускаемой на заводе продукции и коренным образом улучшить послепродажный сервис, необходимо как минимум 600 млн. долларов.

Вопрос инвестиций также актуален и для ГАЗа. По мнению топ–менеджмента «Русских машин», чтобы успешно развивать все свои продуктовые дивизионы (легковые автомобили, легкие коммерческие автомобили, грузовики, спецтехника, автобусы, двигатели и трансмиссии) в соответствии с тенденциями рынка, необходимо регулярно вкладывать в их модернизацию миллиарды и миллиарды долларов. Которые, понятно, не всегда имеются в наличии. Чтобы сократить потребность в финансовых ресурсах до разумных пределов, руководство «Русских машин» избрало следующий курс — вступление в альянсы с ведущими зарубежными автомобильными компаниями, уже имеющими в готовом виде соответствующие технологии и рыночные продукты. Причем спектр направлений сотрудничества весьма широк: от создания СП до объединения рынков, сбытовой и сервисной сети. И следует отметить: за последние полгода иностранные партнеры буквально встали в очередь, чтобы заполучить сотрудничество с «Группой ГАЗ». В результате компания, выбрав для себя лучшие варианты, подписала соглашения с компанией «Мерседес» о сборке автобусов и фургонов Sprinter на ГАЗе. С компаниями «Фольксваген» и «Дженерал Моторс» о выпуске легковых автомобилей. С китайской «FAW» о возможном создании СП на базе «Урала» по производству грузовиков. С глобальной американской корпорацией «Терекс» о совместном выпуске строительно–дорожной техники.

В нише тяжелых дорожных грузовиков и седельных тягачей привлекательным партнером для «Русских машин» видится МАЗ. Здесь уместно вспомнить заключение экспертов «Ernst & Young», которые еще в 2009 г. отметили, что объединение активов МАЗа и только одного из предприятий, входящих в «Группу ГАЗ», — «Урала» — позволило бы обоим автозаводам не только дополнить свои продуктовые линейки. Но и за счет проведения согласованной маркетинговой и технической политики, вне всяких сомнений, способствовало бы существенному усилению рыночных позиций обоих брэндов. Не только на территории Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, но и третьих стран.

Также известно, что в основу предложения «Русских машин» легли обязательства не только рассматривать ОАО «МАЗ» как неделимый инженерно–производственно–сбытовой комплекс с центральным офисом в Минске (а не в Москве или в Нижнем Новгороде), но и желание привлечь в Минск в качестве третьей стороны партнерства одного из ведущих мировых автогигантов. Обеспечив, таким образом, встраивание Минского автомобильного завода в цепочку транснациональных корпораций.

Справка

«Группа ГАЗ» — крупнейший производитель коммерческого транспорта в России. Объединяет 18 производственных предприятий в 10 регионах РФ, а также сбытовые и сервисные организации. Выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжелые грузовики, автобусы, строительно–дорожную технику, силовые агрегаты и автокомпоненты. Является лидером рынка коммерческого транспорта, занимая около 50% российского рынка легких коммерческих автомобилей, 45% — в сегменте полноприводных большегрузных автомобилей, около 70% сегмента автобусов, свыше 40% сегмента двигателей и более 65% сегментов колесных экскаваторов и автогрейдеров. Штаб–квартира «Группы ГАЗ» расположена в Нижнем Новгороде. Основной акционер компании — машиностроительный холдинг «Русские машины».


Виталий ВАСИЛЬЕВ


«Советская Белоруссия»
[26.07.2011] / Оригинал статьи


Организации статьи

МАЗ - история, фото

МАЗ

ОАО «Минский автомобильный завод»
Группа ГАЗ - история, фото

Группа ГАЗ

ОАО «ГАЗ»
Русские машины - история, фото

Русские машины

Корпорация «Русские машины»




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100