Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS _Версия для печати
Заоблачная новизна

Заоблачная новизна

Замминистра транспорта Валерий Окулов рассказал Кириллу Журенкову, как будет меняться парк пассажирских самолетов, на чем мы будем летать дома и за границу

Более тысячи самолетов закупят в ближайшие 20 лет Россия и страны СНГ — такой прогноз сделала корпорация Boeing. Парк отечественных перевозчиков расширят за счет самолетов типа Boeing 737 и Airbus A320. Станут ли полеты комфортнее и главное — безопаснее?

Прогноз Boeing, который публикуют уже почти полвека, был представлен в преддверии авиакосмического салона МАКС, завершившегося в подмосковном Жуковском. Эксперты авиационного гиганта с оптимизмом смотрят в будущее: число самолетов в мире уже к 2030 году удвоится. Если в 2010 году их насчитывалось порядка 19 410, то к 2030-му небо планеты будут рассекать 39 530 авиалайнеров.

Россия — не исключение. До 2030 года в нашей стране, а также в странах СНГ закупят 1080 новых самолетов (правда, большая часть из них пойдет на замену устаревшим, а сам авиационный флот расширится лишь примерно на 250 лайнеров). Еще в прошлом году эти прогнозы были гораздо скромнее, но на выкладках Boeing сказались темпы роста ВВП и экономические показатели отечественных авиаперевозчиков.

Независимые эксперты подтверждают выводы авиагиганта: по темпам роста перевозок мы действительно опережаем Европу почти в два раза. При этом чаще всего отечественные компании покупают иностранные самолеты.

— В прошлом году 83 процента пассажирооборота в России было выполнено на самолетах западного производства, в этом году, по прогнозам, будет 90 процентов,— с сожалением отмечает Олег Смирнов, президент фонда "Партнер гражданской авиации".

Однако летают у нас гораздо меньше, чем во всем мире. Если в США в прошлом году самолетами пользовались 600 млн человек, то в России — всего 58 млн. Более того, в Советском Союзе, как и в США сегодня, порядка 90 процентов авиаперевозок осуществлялось внутри страны и только 7-8 процентов пассажиров отправлялись за рубеж. В современной России, напротив, явный перекос: за границу летают 50 процентов пассажиров, потому что, говорит Смирнов, внутренние авиалинии практически разрушены. Здесь, по его словам, дело не только в закупке новых самолетов: нужно, чтобы им было куда садиться и чтобы люди могли позволить себе летать.

Впрочем, главный вопрос, который беспокоит и экспертов, и пассажиров,— безопасность. Именно устаревший авиапарк часто называют причиной катастроф последнего времени. Так, после падения в Карелии Ту-134, в результате которого погибли 47 человек, президент Медведев предложил прекратить эксплуатацию этих самолетов. Возможно, новые авиалайнеры обеспечат пассажирам не только комфорт, но и безопасность?

— В том, что в катастрофах виновата устаревшая отечественная техника, есть лишь доля правды,— объясняет Рафаил Аптуков, вице-президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов".— Взгляните на статистику: Boeing и Airbus падают не меньше. Характерный пример — падение Airbus два года назад в Атлантике. Летчики просто не справились с управлением, не поняли показания приборов.

По словам эксперта, надежность самолета зависит от условий его эксплуатации. Другой вопрос, что многие отечественные модели устарели морально, они не настолько комфортны, на них невыгодно устанавливать системы оповещения об опасной близости земли или о возможном столкновении. Однако это лишь вопрос их коммерческого использования. Основной же причиной катастроф остается человеческий фактор, а от него никакая, самая новая техника не застрахована.

Самолеты по расписанию


Сегодня есть два сценария (консервативный и оптимистический) того, каким будет российский авиапарк к 2025 году. Этот прогноз составлен нашими экспертами и в принципе соотносится с прогнозом Boeing.

Существует так называемый коэффициент мобильности, то есть отношение числа авиапассажиров к населению страны. В США этот коэффициент равен 3, в Европе — чуть больше 1, в России — 0,3. То есть россияне летают крайне мало, особенно по сравнению с жителями стран Запада. Однако к 2025 году мы планируем переломить ситуацию: коэффициент мобильности должен вырасти до 1 (на одного жителя страны будет приходиться один авиапассажир). В свою очередь, рост объема авиаперевозок опередит рост ВВП на 1,1 — по консервативному сценарию или на 1,25 — согласно оптимистичному сценарию.

Увеличение объема перевозок, естественно, невозможно без расширения авиапарка. Согласно консервативному сценарию, к 2025 году мы получим 605 узкофюзеляжных магистральных самолетов (от 120 до 210 кресел), 205 узкофюзеляжных региональных самолетов (до 120 кресел) и 155 широкофюзеляжных (более 210 кресел). По оптимистичному сценарию, узкофюзеляжных магистральных самолетов будет почти на 150 больше, а именно — 740, узкофюзеляжных региональных бортов — 250, а широкофюзеляжных — 190! И речь только о пассажирских самолетах — я не привожу данные по вертолетам, грузовым самолетам, лайнерам местных воздушных линий.

Один из ключевых моментов реформы — переход на современный авиапарк, и он уже начался. К примеру, "Аэрофлот" имеет один из самых молодых авиационных флотов в мире. Его конкуренты — "Трансаэро", "Сибирь", "Уральские авиалинии" — также переходят на новые самолеты со стапелей.

Сегодня вообще очень интересное время: мы подошли к технологическому рубежу в авиационной технике. Во всем мире производители самолетов переходят на новые композиты. Это означает более легкие конструкции, а следовательно, меньший расход топлива, увеличение дальности полета и так называемой коммерческой загрузки, то есть количества пассажиров на борту. Как видите, для авиакомпаний выгоды очевидны. Но и пассажирам есть на что надеяться: композиты не подвержены коррозии, более надежны и долговечны, что напрямую скажется на безопасности, комфорте. Появляются новые приборы, снижается шум самолетных двигателей, уменьшаются выбросы в атмосферу — одним словом, грядет настоящая техническая революция в авиации. Сегодня речь не только о том, что самолетов станет больше, это будут авиалайнеры нового поколения, на которых ни вы, ни я еще не летали.

Валерий Окулов, заместитель министра транспорта РФ

Кирилл Журенков


Журнал Огонёк
[22.08.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Окулов Валерий Михайлович фото

Окулов Валерий Михайлович

Заместитель Министра транспорта РФ

Организации статьи

СНГ - история, фото

СНГ

Содружество Независимых Государств




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100