Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 KAZ _Версия для печати
О языке, мотивации и патриотизме…

О языке, мотивации и патриотизме…

Дискуссия о языках получила продолжение и на этой неделе. Напомню, что настоящий ажиотаж вызвало «письмо 138», в котором подписанты обратились к руководству страны с предложением внести изменения в Конституцию в части упразднения прав на использование русского языка.

После общественного резонанса, как яблоки по осени, посыпались «отказники». Выяснилось, что многие подписанты даже не сочли за труд ознакомиться с текстом. В телефонном разговоре с инициатором письма Мухтаром Шахановым они дали согласие на подпись, услышав о том, что готовится обращение в поддержку госязыка. От такого благого дела, понятно, никто отказываться не собирался. В итоге получился скандал, граничащий с откровенной провокацией.

Однако вопрос, который задали подписанты, имеет право на жизнь. Трактовка русского языка как официального достаточно неопределенная. Что значит «официально используемый» наряду с государственным? Несмотря на то что ранее этот вопрос не поднимался на такой уровень, можно констатировать факт, что данное письмо — это первая ласточка. Фактор неопределенности так или иначе будет использоваться различными политическими силами в своих интересах во время политической нестабильности.

Собственно, что мы наблюдали и сегодня. Раскол в обществе произошел мгновенно, а нежелание смотреть дальше носа привело к откровенно шовинистским настроениям, которые демонстрируют пользователи Казнета. Миф о единстве нации и толерантности разваливается на глазах. И уже даже не смешно задавать вопрос: «А лидером какой нации все-таки является Назарбаев?» Не смешно, во-первых, потому, что сам елбасы не соизволил до сих пор перед нацией выступить по этому вопросу, во-вторых, потому как остро встает другой вопрос: «А что такое казахстанская нация?»

Я напомню, что письмо начиналось с обращения к казахскому народу и другим национальностям, проживающим в стране. Таким образом, национал-патриоты, инициировавшие его и подтвердившие после свое согласие в полном объеме, фактически признают разделение внутри нации.

А Казнет просто нашпигован откровенно нацистскими призывами. Мирные и улыбающиеся друг другу на улице казахстанцы в Сети разделились по нацио­нальному признаку, кинувшись унижать и оскорблять друг друга. Камнем преткновения, как ни странно, стал не русский, а казахский язык. Спор очень быстро перешел в плоскость проблем государственного языка, а не стремления ограничить в использовании русский. Из чего следует явный вывод — нежелание некоренной части населения овладевать государственным языком является больным вопросом для казахов.

Проблема, скорее всего, заключается в том, что отношение к языку у коренной части населения и некоренной принципиально разное.

Казахи относятся к языку как к части культуры. Потерять его — значит перестать быть казахом, значит забыть культуру и историю. Значит не помнить предков. Неказахи рассматривают необходимость изучения языка через призму рыночных механизмов.

Для того чтобы потратить время и деньги, нужна мотивация. Мотивации они не видят. В бизнесе нужен русский, частично английский, а последнее время и китайский. В образовании также можно обойтись русским. Проще говоря, русские не сталкиваются в повседневной жизни с проблемой незнания языка.

А сейчас я бы хотел прервать рассуждения о языках и поговорить об автомобилях и Таможенном союзе. Подавляющее большинство населения Казахстана было далеко не в восторге от вступления республики в ТС. Одно из главных недовольств — повышение таможенных пошлин на ввозимые авто. «Путин и Медведев защищают рынок своих «автовазовских тазиков», а мы-то что?» — сетовали казахстанцы. И доводы отдельных защитников ТС о том, что Россия это не только «Лада Калина», но и уже «Тойота Камри», «Форд», «Шевроле» и вообще около тридцати различных европейских и американских марок, никого не убедили.

Желание защищать свой рынок, а в рамках автомобильного прежде всего продукцию ВАЗа — налицо. Но на «тазиках» казахстанцы ездить не желают — ведь всем известно, что лучше 10-летняя «Тойота», чем свежая «Лада». И казахстанцы активно осуждают желание Кремля искусственным методом защитить свой рынок. По сути-то Россия не намеревается перестроить производство автомобилей таким образом, чтобы свежая «Лада» могла конкурировать с европейским или японским брендом.

Казахстанцам ой как не нравится насильственный метод ограничения выбора, как не понравился запрет на ввоз праворулек в свое время! Мы не хотим ездить на «тазиках». Мы хотим, чтобы у нас было право выбора! Мы хотим, чтобы «тазики» были конкурентоспособными — либо по качеству, либо по цене таможенной очистки!

И мотивация «Поддержи российского производителя в рамках ТС» нам кажется откровенно бредовой. Впрочем, такой мотивации и нет. Но в России лозунг «Поддержи отечественного производителя!» тоже не вызывает восторга. Желающих пересесть из подержанного «Мерседеса» в пахнущую заводской краской «Ладу» не наблюдается.

Лозунг «Живешь в России — езди на российском!» не работает. Кстати говоря, не работает аналогичный и в Казахстане. По-прежнему людей, предпочитающих заграничный секонд-хенд какому-нибудь новому авто усть-каменогорской сборки, намного больше, чем «автопатриотов». Нет, я не говорю, что наш товар «гниет на полках» — разбирают и «Шкоды», и «Лады». Много их бегает с госномерами, есть и частные. Однако мотивация «Буду ездить на этой машине, потому что она собрана в Казахстане» напрочь отсутствует у подавляющего большинства. Причины приобретения, так сказать, отечественных авто разные — цена, гарантийное обслуживание, дешевизна запчастей.

На рынке российский автопром занял свое место и вряд ли сможет изменить его на более престижное, если у покупателей не будет дополнительных стимулов к приобретению ВАЗовской продукции. И мы видим, что казахстанцы изыскивают новые методы пользования иномарками, регистрируя их в Кыргызстане и лишая тем самым отечественный бюджет финансовых поступлений. Прямо скажем, не очень патриотично!

А о чем я говорил в начале? Ах, да! О языке, мотивации и, кажется, патриотизме...




Игорь ВИНЯВСКИЙ


РЕСПУБЛИКА
[14.09.2011] / Оригинал статьи






Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100