Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS,  UKR _Версия для печати
Виктор Янукович попадет под перекрестный прием

Виктор Янукович попадет под перекрестный прием

Президента Украины ждет жесткий разговор с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным

Москва сформулировала бескомпромиссную позицию к субботним переговорам с президентом Украины. Виктору Януковичу, как уверяют источники "Ъ" в Кремле и МИД РФ, не следует рассчитывать на уступки. Россия не пересмотрит газовый контракт и готова судиться по этому поводу в Стокгольме. Неинтересны Москве и предложения Украины о создании международного газового консорциума с участием ЕС — ей нужна или вся ее ГТС, или ничего. Но главное, господину Януковичу, по данным "Ъ", предложат определиться: или Украина вступает в Таможенный союз и сохраняет для себя российский рынок, или не вступает и теряет его. Разговор ожидается жесткий. Поэтому общаться с украинским лидером будут вместе и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин.

О том, что Виктора Януковича, собирающегося в субботу посетить Россию, ждут переговоры и с президентом, и с премьером РФ, "Ъ" сообщили в Кремле и в Белом доме. Переговоры пройдут в резиденции Дмитрия Медведева в Завидово, куда он и Владимир Путин прибудут после выступления на съезде "Единой России". Выделенное на российско-украинские переговоры время не оговаривается и не лимитируется. "Янукович начнет разговор с Медведевым, а потом к ним присоединится Путин,— сообщил источник "Ъ" в кремлевской администрации.— Хронометраж встречи никто заранее не закладывает. Как пойдет. Готовимся, что субботу они проведут вместе".

С учетом подготовленных к обсуждению вопросов переговоры будут непростыми. "Будем говорить о том, как изменить ситуацию в отношениях",— сформулировал тему переговоров кремлевский чиновник. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков уточнил "Ъ": "Ждем обмена мнениями по текущим торгово-экономическим вопросам. Разумеется, мы готовы обсуждать тему Таможенного союза (ТС) и, конечно, газовую тематику". Цена вопроса

Аркадий Мошес
директор российской программы Финского института международных отношений

Визит Виктора Януковича в Москву — вовсе не момент истины. Момент этот пройден давно. Примерно в 2004 году, когда, несмотря на статус "пророссийского кандидата", нынешний президент, а тогда премьер Украины отказался вступить в Единое экономическое пространство с Россией. Или чуть позже, когда голосами Партии регионов было принято решение о вступлении Украины в ВТО, в которой Россия не состоит.

Все, что было потом, не более чем обеспечение благоприятных условий для реализации задач по сближению с Европой, и приемлемая цена на российские энергоносители была в этом многовекторном курсе лишь одним из призов. То, что Москва долгое время объясняла происходящее "оранжевыми" идеологическими установками, а не интересами украинского бизнеса,— проблема собственного, российского производства. Как говорится, "я сам обманываться рад".

Вопрос сегодня не в том, способна ли российская дипломатия отговорить Украину от ее выбора не вступать в Таможенный союз и, наоборот, завершить переговоры о зоне свободной торговли и об ассоциации с ЕС. Вопрос в том, что Россия способна сделать, чтобы помешать этому, если аргументы не подействуют. Иными словами, Януковичу должны внятно объяснить, почему Киев не сможет реализовать сделанный выбор.

Цены на газ — рычаг относительный. В эскалации газового конфликта не заинтересованы ни Россия, ни Украина. Россия так и не оправилась от репутационных потерь 2009 года, и в случае новых сложностей может утратить часть клиентов, которые переключатся на сжиженный газ.

Украина тем более будет до конца бороться за имидж надежного транзитного государства, потому что в этом ее единственная надежда предотвратить строительство "Южного потока". Берусь утверждать, что, если договориться не удастся, Киев будет платить за газ по нынешней формуле. Прогнозы обещают стране примерно такие же темпы роста экономики, как и России, что не свидетельствует о неплатежеспособности. А слово "дорого" мы слышали и раньше.

Козырная карта, которую Москва может еще использовать, скорее, дипломатического, а не экономического свойства. После бухарестского саммита НАТО 2008 года, когда пара европейских столиц заблокировали украинскую заявку, Янукович должен отдавать себе отчет в том, что он может подписать какие угодно соглашения с ЕС, а потом национальные парламенты двух-трех членов Евросоюза их не ратифицируют. В их глазах это будет не услуга Москве, а отказ стимулировать режим, подвергающий аресту политических оппонентов.

В общем, чтобы стать ближе к Европе, Украине мало поменять внешнюю политику. Придется меняться изнутри.


Ожидается, что членство Украины в ТС, судьба украинской ГТС и цена на российский газ для Киева будут на предстоящей встрече главными темами. Причем обсудят их именно в такой последовательности, поскольку Москва напрямую увязывает возможную газовую скидку с присоединением Киева к союзу, созданному ею с Астаной и Минском, и с получением контроля над проложенным по украинской территории газопроводом.

Украинские власти, не раз заявлявшие, что в ТС вступать не хотят и продавать ГТС "Газпрому" не намерены, тем не менее рассчитывают на достижение договоренности.

"Будем обязательно договариваться. Президент полетит в субботу в Россию, будет встреча. То, что они нам раньше предлагали, нам не подходило. Думаю, будем искать компромисс. Надо будет уступить, и, наверное, все это понимают, что уступки должны быть взаимными",— заявил во вторник украинский премьер Николай Азаров. А посол Украины в Москве Владимир Ельченко вчера сообщил, что Киев готов "предложить компромиссные варианты, которые позволят РФ иметь больше своих интересов в Украине".

Впрочем, как выяснил "Ъ", украинская сторона на всякий случай готовится к худшему. В случае отказа Москвы снизить цену на газ Киев грозит поднять вопрос о повышении ставки за транзит российского топлива. Сейчас Россия платит $1,7 за прокачку 1 тыс. кубометров газа на 100 км, и в Киеве эту цифру считают неадекватной. "Мы исходим из того, что РФ должна платить не менее $3 за тысячу кубов. Наши расчеты основываются на цене транзита по территории Словакии, куда через нас попадает российский газ. Словаки получают за его транзит $4",— заявил источник "Ъ" в украинском Министерстве энергетики и угольной промышленности.

Цену вопроса Украина для себя просчитала. За январь—август транзит газа по украинской ГТС составил почти 72 млрд кубометров. И компания "Укртрансгаз", обеспечивающая транспортировку топлива, ожидает, что по итогам года выручка составит почти $2,7 млрд. Согласно проекту госбюджета на 2012 год, ожидается, что по украинской трубе в Европу пройдет 110 млрд кубометров газа. И если Киеву удастся добиться повышения ставки транзита, выручка составит более $5 млрд.

Впрочем, главное предложение украинской делегации, рассказал собеседник "Ъ" в Минэнерго, касается украинской ГТС. По его словам, Москве будет предложено создать трехсторонний консорциум с участием стран ЕС и "Газпрома". "Мы хотим, чтобы консорциум был именно трехсторонним, а не двусторонним, как настаивает Россия,— пояснил чиновник.— Скажу одно: конкретные предложения уже есть".

Между тем, судя по настрою российских переговорщиков, Киеву следует быть готовым услышать на все свои предложения ответ "нет". Во всяком случае, именно такой настрой демонстрируют собеседники "Ъ" и в Кремле, и в МИД РФ. "Что касается изменения цены на газ — у нас есть действующий контракт (соглашение 2009 года.— "Ъ"), и его следует выполнять",— настаивает собеседник "Ъ" в Кремле. А готовящий субботнюю встречу дипломат добавляет: "Желание Украины судиться в Стокгольмском арбитраже нас не пугает. Мы готовы. Но в этом случае внутриполитические потери Януковича окажутся существенными. Туда ведь вызовут Тимошенко, и она расскажет все, что еще не успела рассказать, причем прозвучит это с европейской площадки. Ну и Путин еще в Швецию слетает".

Идея создания трехстороннего консорциума на базе украинской ГТС Москву, похоже, тоже не вдохновляет. "Нам не нужен такой консорциум. И труба их, по сути, уже тоже не особо нужна",— говорит близкий к переговорам собеседник "Ъ". Объясняет он это изменившейся конъюнктурой и поставленной премьером Путиным задачей избавиться от зависимости от стран-транзитеров. "В условиях, когда строится вторая нитка Nord Stream и близка к завершению сделка по приобретению "Белтрансгаза", ценность украинской ГТС девальвируется,— разъясняет дипломат.— Кроме того, у Путина жесткая позиция: Россия не должна быть заложником транзитных стран".

Приготовили в Москве и ответ на планы Киева изменить ставку транзита. "Любая попытка ее повысить только подстегнет прокладку альтернативных маршрутов",— уверен собеседник "Ъ".

Однако ключевым вопросом предстоящего российско-украинского саммита Москва считает интеграционный. Виктору Януковичу предложат дать окончательный ответ на много раз оглашавшееся предложение вступить в ТС. "Наступил момент истины. Он должен сделать выбор, с кем он: с нами или с Европой. На двух стульях усидеть уже не получится",— категоричны в Кремле.

В комиссии Таможенного союза "Ъ" заверили, что к субботе подготовились основательно: "У нас готовы оба сценария: на случай согласия Киева присоединиться к "тройке" и на случай отказа. Все это будет доведено до Януковича". Один из аргументов, который, как полагают российские переговорщики, должен склонить господина Януковича к членству в ТС,— сомнительные европейские перспективы Украины. На днях комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле прямо заявил, что даже в случае подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС в него не войдет упоминание о перспективе ее членства в Евросоюзе.

Если и этот аргумент на Виктора Януковича не подействует, в ход пойдут угрозы. "Если Украина не вступит в ТС, мы будем вынуждены заняться импортозамещением украинской продукции. И куда в этом случае они денут свое машиностроение?" — говорит дипломатический источник "Ъ".

Воинственный настрой Москвы эксперты объясняют высокой запросной позицией, которую придется смягчать. "Сначала Украина взвинтила ставки и переусердствовала (в желании добиться газовой скидки.— "Ъ"). Теперь то же самое делает Москва. Это игра в гляделки — кто первый моргнет,— уверен главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.— Это все крайние позиции, и они будут сдвигаться к центру".

Партнер RusEnergy Михаил Крутихин также не верит в реалистичность российских угроз. "Без украинской трубы Россия не в состоянии выполнить контракты по поставке газа в Европу. Заявления о том, что у нас и без Украины хватает труб,— блеф. Две нитки Nord Stream, одна из которых еще не достроена,— это 55 млрд кубометров в год. Белорусская труба — порядка 30 млрд. С "Южным потоком" все сложно — Еврокомиссия против этого проекта. Это значит, что придется идти навстречу Киеву,— поясняет эксперт.— Чтобы заставить ЕС помягче относиться к "Южному потоку", без которого не закрыть украинский транзит, нужно показать, что Киев — ненадежный транзитер. Значит, нужен скандал, чтобы перекрыть кран и обвинить во всем Украину. Все неприемлемые требования о немедленном присоединении Киева к ТС и о продаже ГТС "Газпрому" выдвигаются в расчете на то, что у Януковича в итоге не хватит выдержки".



Владимир Соловьев; Сергей Сидоренко, Олег Гавриш


Коммерсантъ
[22.09.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Азаров Николай Янович фото

Азаров Николай Янович

Премьер-министр Украины
Биография Медведев Дмитрий Анатольевич фото

Медведев Дмитрий Анатольевич

Президент Российской Федерации
Биография Песков Дмитрий Сергеевич фото

Песков Дмитрий Сергеевич

Пресс-секретарь Председателя Правительства РФ
Биография Путин Владимир Владимирович фото

Путин Владимир Владимирович

Премьер-министр Российской Федерации
Биография Янукович Виктор Федорович фото

Янукович Виктор Федорович

Президент Украины

Организации статьи

ОАО «Газпром»  - история, фото

ОАО «Газпром»

Крупнейшая газовая компания
МИД РФ - история, фото

МИД РФ

Министерство иностранных дел Российской Федерации
Европейский союз - история, фото

Европейский союз

Евросоюз, ЕС




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100