Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS _Версия для печати
Распил по-приморски

Распил по-приморски

Распиленные автомобили из Японии завозились в Приморье всегда. Долгие годы этот метод был одним из основных каналов поставки дешевых запчастей к иномаркам, и так называемые «авторазборки» краевого центра ломились от обрезанных поперек по центральной стойке «Тойот» и «Ниссанов».

Среди сибирских перекупщиков и журналистов зауральских СМИ еще пятнадцать лет назад существовала дежурная байка о том, что приморские «барыги» в гаражах сваривают машины из распиленных половинок и толкают этот товар наивным московским селянам. Кто бы мог тогда подумать, что сказка станет былью?

В показанной по ТВ передаче «Честный детектив» схема легализации сегодняшних «распилов» выглядит простой. Жулик на сваренном из двух половинок автомобиле подъезжает к воротам МОГТО и РАС Владивостока, пишет заявление на регистрацию - и вуаля! - через некоторое время получает на руки ПТС и нужные документы. Так ли это в реальности?

«Да, это так», - утверждает глава приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев, в подтверждение своих слов ссылающийся на изданное в октябре 2009 года приморской ГИБДД распоряжение № 225. В котором говорится о передаче полномочий на регистрацию и подписание свидетельств СКТС в ведение МОГТО и РАС, а в более узком смысле - под крышу начальника МОГТО и РАС Александра Петрова и главы отдела технадзора Ивана Палатовского.

Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в техническую часть. Аббревиатура СКТС означает соответствие конструкции транспортного средства. Такое соответствие требуется в случае, когда при замене номерных агрегатов автомобиля - кузова, двигателя или рамы, хотя бы один из них отличается от того, который стоял на данном транспортном средстве ранее. К примеру, кузов Toyota Corolla AE-100 1992 года меняется на кузов Toyota Wish ANE11W 2004 года. Это, конечно, полный бред - документально подтверждать соответствие двух совершенно разных машин, но в такой стране чудес, как Россия, законы формальной логики не действуют.

Свидетельство СКТС выдается за деньги. Ясное дело, что в этом случае в российской системе координат вам могут подтвердить что угодно. До 2007 года включительно на документы Toyota Starlet с помощью СКТС вполне реально можно было «посадить» Toyota Land Cruiser. Только после того, как таких «старлеток» с двигателем V8 расплодилось сверх всякой меры, милицейские власти с помощью технических специалистов НАМИ попытались упорядочить рынок, сведя варианты возможных замен кузовов в единый реестр. Авторы которого, кстати, ничтоже сумняшеся, официально и разрешили регистрировать Toyota Wish 2004 года на документы «Короллы» 1992 года. Почему они это сделали, догадаться несложно - НАМИ также принимает участие в процессе извлечения доходов от продажи СКТС.

Ничего личного

Тема доходности является главной в любом бизнесе. Торговля документами - не исключение. Цена свидетельства СКТС на «распил» может доходить до $10 тыс. Почему так дорого? Все дело в том, что «распилы», в отличие от «правильных конструкторов», не имеют легальных документов, и деньги берутся за отмывание всевозможных «левых» таможенных деклараций и «кривых» ПТС. Занимаются этим, естественно, люди в погонах, сидящие на таможне и в регистрационных подразделениях ГАИ, то есть госслужащие. А заказчиками подобных операций выступают, понятное дело, частные лица - импортеры «распилов».

Здесь и наступает самый интересный момент во всей этой истории. Круг этих самых частных лиц, допущенных к участию в бизнесе по ввозу и регистрации «распилов», в последние годы неуклонно снижался. В том числе и с помощью мер, предпринимаемых приморской ГИБДД, в числе которых и упомянутое выше распоряжению №225. Фабула указанного документа как раз и заключается в предоставлении приморским регистрационным подразделениям права отказывать в оформлении транспортных средств сомнительного происхождения. Что и стало предметом недовольства множества желающих «посадить» Nissan Safari на документы Nissan Homy. В вышестоящие инстанции посыпались жалобы на действия приморских гаишников.

Результат этих жалоб был до смешного предсказуем. Без малого год назад начальник ГИБДД Приморья Александр ЛЫСЕНКО объявил о создании «отдела по допиливанию распилов». Владельцам ранее оформленных «кривых» «конструкторов» и «распилов» из МОГТО и РАС Владивостока полетели подписанные Александром Петровым уведомления об аннулировании регистрации, сопровождаемые просьбой вернуть в ГАИ ставшие недействительными документы и номера. Под раздачу попали прежде всего машины с ПТС, выданными в Бурятии и Ингушетии, т.к. именно там обнаружились «черные дыры», в которых исчезали резаные кузова, а на их месте появлялся полноценный автомобиль.

Свояки и чужаки

Впрочем, за красивой вывеской о наведении порядка в сфере регистрации «конструкторов» и «распилов» без труда просматривается извечное российское стремление к монопольному доминированию. Москва с помощью пошлин стремится вернуть под свое крыло отколовшийся в 90-х дальневосточный региональный авторынок, а приморские таможенные и милицейские чиновники - удержать под своим контролем иссыхающие денежные потоки японского автоимпорта. В результате на ТВ и появляются сюжеты, подобные «Честному детективу», нагоняющие жути, но не дающие объективной картины происходящего в Приморье.

«Человеку со стороны поставить на учет «распил» в МОГТО и РАС Владивостока нереально», - считает один из героев телепередачи «Честный детектив» Александр ТААХ. Словам чемпиона Тихоокеанского флота по силовому многоборью стоит доверять, ведь он знает эту систему изнутри - через его руки всего за полгода прошли как минимум 1476 свидетельств СКТС, выданных в «Командоре». Эти данные были обнародованы по итогам министерской проверки деятельности приморской ГИБДД, инициированной обращениями граждан, недовольных отказами в регистрации собственных «конструкторов» и «распилов». В числе последних оказался и Николай Черентаев, ранее также занимавшийся вопросами постановки на учет проблемного автотранспорта, но вытесненный из этого бизнеса более фартовыми коллегами.
«Итогом всей этой мышиной возни вокруг импорта «распилов» вполне может стать какой-нибудь очередной новый закон, принятый правительством, который сделает замену кузовов либо невероятно сложной, либо совсем невозможной процедурой», - поделился своим мнением с «ЗР» дилер «Зеленого угла» Руслан Тарасенко. «Как, например, произошло с техосмотром, на который жаловались, а в итоге получили его официальное усложнение и удорожание».

Щепки летят

Появится или нет закон, запрещающий замену номерных агрегатов - пока неясно, но промежуточный итог суеты вокруг «распилов» достигнут - ГИБДД Приморского края с конца августа приостановила выдачу свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства. Регистрация «конструкторов» и «распилов» зависла, однако вместе с жуликами, так ярко изображенными в программе «Честный детектив», пострадали и совершенно непричастные к махинациям обычные автомобилисты, о которых, как водится, московские журналисты ничего не сказали. СКТС ведь требуется не только для превращения «Короллы» лохматого года в современный «Ипсум», но и для замены, к примеру, дизельного мотора на бензиновый или наоборот.

«Аннулировать регистрацию «распилов» необходимо, однако также необходимо и наказывать тех, кто ее организовал», - считает Руслан Тарасенко. «Ведь сегодня получается, что крайним во всей цепочке остается покупатель такого автомобиля, который зачастую и не догадывается, что владеет «распилом». А вот если бы те, кто допустил оформление машины, регистрация которой потом была аннулирована, несли материальную ответственность в форме возмещения владельцу стоимости аннулированного автомобиля - думаю, тогда желающих нагреть руки на доступе к печатям и бланкам было бы гораздо меньше».

С тем, что нужно повышать степень ответственности чиновников, согласиться нетрудно, однако при этом стоит отметить, что одними репрессиями проблему не решить. Теоретически можно и головы рубить нерадивым боярам или расстреливать, как это практикуется в Китае. Вот только как быть с насыщением дальневосточного рынка автомобилями хорошего качества и по доступным ценам?


VestiRegion.ru
[22.09.2011] / Оригинал статьи






Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100