Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 BLR _Версия для печати
МВФ требует структурных реформ

МВФ требует структурных реформ

И обещаний лично от президента Беларуси

Для получения финансовой поддержки от МВФ органы власти Беларуси должны принять твердые обязательства о проведении структурных реформ, в том числе на самом высоком уровне.

Такой вывод содержится в Докладе персонала МВФ к первому обсуждению мониторинга в постпрограммный период, подготовленном Европейским департаментом на основе консультаций с другими департаментами МВФ. Доклад был подготовлен по итогам завершившихся 14 июня 2011 года обсуждений делегацией МВФ вопросов развития экономики и экономической политики с официальными лицами РБ.

Как сказано в докладе, представители фонда обменялись мнениями с белорусскими официальными органами относительно возможных следующих шагов в связи с просьбой Беларуси о новой программе финансовой поддержки, однако не достигли консенсуса по ключевым вопросам денежно-кредитной и курсовой политики для достижения договоренности по программе.

В связи с этим в докладе и было отмечено, что "для заключения новой, более долгосрочной программы потребуется принятие четкого обязательства - в том числе на самом высоком уровне - о проведении глубоких структурных реформ".

Судя по замечанию о "самом высоком уровне", в МВФ обнаружили, что полномочия Совмина и Нацбанка в Беларуси довольно ограничены, а руководство страной находится лично в ведении президента Беларуси.

Подготовленный в июне доклад был рассмотрен Исполнительным советом МВФ в конце августа. Это было первое обсуждение мониторинга в постпрограммный период соглашения о кредите stand-by с Беларусью, заключенного в марте 2010 года. Завершилось обсуждение 29 августа 2011 года. После этого 13 сентября МВФ опубликовал на своем сайте доклад, а также информационное сообщение для общественности и заявление Йоганна Прадера, заместителя исполнительного директора МВФ от РБ, и его советника Вадима Мисюковца.

Директора сожалеют и подчеркивают.

Информационное сообщение для общественности содержало в себе краткое описание ситуации в РБ и ее оценку со стороны Исполнительного совета МВФ.

Первым делом исполнительные директора выразили сожаление, что слабая макроэкономическая политика привела к дальнейшему резкому ухудшению экономической ситуации и способствовала увеличению дефицита счета текущих внешних операций и кризису на валютном рынке Беларуси.

Затем директора приветствовали принятые властями РБ обязательства по кредитному соглашению с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Они согласились с тем, что планы официальных органов уменьшить дефицит бюджета, повысить процентные ставки, ограничить предоставление кредитов в рамках государственных программ и унифицировать множественные обменные курсы являются шагами в правильном направлении, но подчеркнули важность их твердого и последовательного осуществления.

Более того, директора поддержали переход на плавающий курс рубля, предпринятый для того, чтобы установить единый обменный курс. Правда, несколько директоров сочли, что необходимо создать значительный запас резервов, прежде чем сделать такой шаг.

Директора подчеркнули, что ограничение роста заработной платы в государственном секторе должно помочь сдержать давление на обменный курс и цены. Они также рекомендовали создать эффективную систему социальной защиты для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Обсуждая состояние банковской системы страны, директора отметили низкие уровни необслуживаемых кредитов в банковском секторе и высокие коэффициенты достаточности капитала. В то же время они выразили озабоченность в отношении повышенных рисков ликвидности, кредитных рисков и рисков пролонгации в банковском секторе.

Поэтому директора подчеркнули необходимость тщательно следить за ситуацией в финансовом секторе.

Не остался без внимания и вопрос о возможности оказания Беларуси новой финансовой поддержки со стороны МВФ. Директора подчеркнули, что для этого Беларуси потребуется продемонстрировать приверженность сильной экономической политике и структурным реформам. Никаких требований политического характера они не выдвигали.

Предполагается, что дальнейшее обсуждение возможной новой программы с фондом возобновится в ходе ежегодных совещаний.

Пока же директора призвали власти РБ продемонстрировать непреклонную приверженность структурным реформам, а также активизировать либерализацию цен и безотлагательно обеспечить полную работоспособность Банка развития и Национального агентства по инвестициям и приватизации.

Кроме того, директора рекомендовали властям приступить к реформе предприятий, чтобы способствовать реструктуризации корпоративного сектора и повышению его конкурентоспособности.

Не подлежит сомнению.

Несмотря на весьма скромные достижения Беларуси в части структурных реформ, в заявлении Й. Прадера и В. Мисюковца было отмечено, что твердость намерений властей Беларуси осуществлять либерализацию экономики, проводить структурные реформы и содействовать развитию частной инициативы остается неизменной, а последовательность в реализации реформ не подлежит сомнению.

Авторы заявления перечислили те действия руководства Беларуси, которые, по их мнению, свидетельствуют об этом.

Они отметили, что в РБ постоянно ведется работа по формированию надлежащих механизмов регулирования и институциональной инфраструктуры для совершенствования условий ведения бизнеса и развития частного сектора в Беларуси. Так, по предварительным данным, в готовящемся докладе Всемирного банка "Ведение бизнеса-2012" нашли отражение еще 5 направленных на либерализацию экономики реформ, которые были реализованы в 2010 и 2011 годах, прежде всего в области налогообложения. Это позволяет властям ожидать дальнейшего повышения рейтинга Беларуси.

Отменены меры ценового регулирования, которые вводились для решения проблем шоковых последствий девальвации. Неуклонно повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги транспорта.

Набирает темп, по мнению Й. Прадера и В. Мисюковца, и приватизация. Они отметили, что для формирования должного потенциала Национального агентства по инвестициям и приватизации, возможно, потребовалось больше времени, чем предполагали власти страны, однако подход, опирающийся на формирование надежной институциональной базы и адекватное кадровое обеспечение, представляется обоснованным.

Начиная с июня, отмечено в заявлении, в Беларуси проводились практически еженедельные аукционы по продаже средних предприятий республиканской формы собственности отечественным и иностранным инвесторам в рамках прозрачной процедуры. Спрос со стороны инвесторов по-прежнему находится на крайне низком уровне, однако состоялся ряд показательных сделок, хотя пока преимущественно с участием отечественных предпринимателей.

Как положительный факт Й. Прадер и В. Мисюковец отметили то, что более крупные государственные предприятия пытаются выйти на международные рынки капитала. Первая попытка первичного публичного размещения акций крупнейшей белорусской фармацевтической компании не оправдала ожиданий (IPO Борисовского завода медпрепаратов на БВФБ. - Прим. В. Т.), однако руководство не считает ее неуспешной и повторит размещение этой осенью, чтобы проложить путь для других предприятий - по мере роста информированности инвесторов и накопления опыта работы.

После перечисленных замечаний Й. Прадера и В. Мисюковеца трудно удержаться от комментария.

Похоже, что им хочется верить в приверженность руководства Беларуси реформам, поэтому они не замечают, что действия властей носят скорее декоративный, чем реальный характер. Но со временем они, по-видимому, обнаружат, как обстоят дела на самом деле, ведь выяснил же МВФ, чьи личные обещания требуются для исполнения соглашений с МВФ.

В Беларуси ставка сделана не на структурные преобразования, а на экономию средств за счет снижения уровня жизни населения, чего в МВФ, похоже, еще не осознали.

Главное - реформа предприятий.

В ходе состоявшегося в июне в Беларуси обсуждения мониторинга в постпрограммный период персонал МВФ высказался за разработку комплексного пакета корректирующих мер, включающих ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и введение плавающего обменного курса.

Фонд рассмотрел два сценария развития событий в Беларуси: при наличии валютных интервенций для поддержания курса и без таковых.

В первом сценарии, по мнению экспертов МВФ, требуется внешнее финансирование, так как без него резервы истощатся, и официальным органам придется вновь отказаться от поддержки обменного курса. В этом случае может начать раскручиваться инфляционно-девальвационная спираль.

Но, считают в МВФ, если официальные органы Беларуси будут воздерживаться от интервенций, резервы удастся сохранить, однако риски инфляционно-девальвационной спирали и сбоев производства не исчезнут. Повышение зарплат с целью компенсации снижения реальных доходов будет усиливать инфляционное давление, подрывать достигнутые результаты в укреплении конкурентоспособности предприятий и способствовать сохранению ожиданий снижения обменного курса рубля.

В докладе МВФ отмечено, что меры, которые принимают официальные органы для выполнения своих обязательств по кредитному соглашению с Антикризисным фондом, являются важным шагом вперед, хотя осуществляются они непоследовательно.

Тем не менее, считают в МВФ, стратегия корректировки должна включать более решительные налогово-бюджетные меры, существенное ужесточение денежно-кредитной политики, ограничение роста заработной платы и введение плавающего обменного курса.

Кроме того, необходимо создать эффективный механизм ограничения как общего кредитования экономики, так и государственных программ, а ставки денежного рынка должны быть повышены, по крайней мере, до ожидаемого уровня инфляции, чтобы население могло быть уверено в том, что сбережения не будут обесцениваться.

Но наиболее важным в МВФ считают начало процесса серьезной реформы предприятий. Кризис, полагают эксперты фонда, вновь создает возможности для этого: на предприятия неизбежно будут наложены жесткие бюджетные ограничения, поскольку кредитование ограничено, а стимулы для руководителей должны быть приведены в соответствие с новыми коммерческими реалиями.

Если подобная стратегия не будет осуществлена, то, считают в МВФ, вероятно дальнейшее ухудшение экономической ситуации в Беларуси.

Наиболее очевидный риск заключается в том, что рост цен и заработной платы подорвет конкурентоспособность предприятий и создаст порочную спираль инфляции и падения курса.

С таким прогнозом трудно поспорить. Но услышали ли это предупреждение МВФ официальные органы Беларуси, сказать сложно. С одной стороны, рост зарплат в Беларуси значительно отстает от темпов инфляции и девальвации, однако зарплаты и пенсии все-таки увеличиваются, что может привести к гонке цен и девальвации подобно сценарию развития событий в начале 90-х годов прошлого века.



ВЛАДИМИР ТАРАСОВ


www.belmarket.by
[22.09.2011] / Оригинал статьи


Организации статьи

МВФ - история, фото

МВФ

Международный валютный фонд




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100