Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS _Версия для печати
Потенциал морских железнодорожных перевозок

Потенциал морских железнодорожных перевозок

В 2011–2012 годах мощности железнодорожно-паромной переправы Усть-Луга – Балтийск – Засниц (Киль) планируется существенно увеличить

Это вполне реально и зависит от качества перевозок. В этом плане сделано многое. Например, услуга на перевозки оказывается по принципу «одного окна» – все документы можно оформить у агента системы фирменного транспортного обслуживания.

Упрощены и процедуры оформления грузов. Можно использовать единый перевозочный документ – унифицированную накладную ЦИМ/СМГС, благодаря которой клиенты экономят время на таможенное оформление грузовых составов на границе. Дальнейший шаг, который предполагается сделать железнодорожниками в этом направлении, – отладить предварительное оформление грузов на основе электронного документооборота. Но тут многое зависит от таможни, которая, впрочем, далеко не всегда расположена к новшествам.

В частности, недавно судовладельцы жаловались на возникшие на морских линиях, включая паромную, задержки транзита и, соответственно, отправки флота в Германию через порты Калининградской области. Кроме стандартного пакета документов, таможенники требовали оформлять ещё и специальную транзитную декларацию при промежуточном заходе в порт Балтийск. Это касалось только автомобилей, ведь, как пояснил замдиректора холдинга «АнРуссТранс» Александр Родионов, здесь действуют правила железнодорожных перевозок, в соответствии с которыми промежуточную декларацию заполнять не надо.

Вообще же, по словам директора Института интеллектуальных электронных систем Северо-Западного гостехуниверситета Вадима Шпенста, железнодорожно-паромная линия позволяет не только обеспечить перевозки высокодоходных грузов в Европу, но и открывает дополнительные перспективы для раскрытия транзитного потенциала России.

Паромное сообщение на линии Усть-Луга – Балтийск – порты Германии – одно из звеньев транспортного коридора «Запад – Восток». Автомобильный и железнодорожный паромные терминалы принимают и обрабатывают суда, обслуживающие внутреннюю линию Усть-Луга – Балтийск и внешнюю – Усть-Луга – порты Германии.

Внешнюю линию формально обслуживают два оператора. Датская компания DFDS Seaways летом запустила паром «Каунас», который ходит по маршруту Усть-Луга – Засниц (Киль) под флагом Литвы.

Судно вмещает около 1,6 тыс. линейных метров грузов и до 80 автопоездов, свыше 260 пассажиров. Скорость 30 км/ч.

«Каунас» даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое судно для транспортировки вагонов в Европе. Однако на начальном этапе работы брать железнодорожный подвижной состав на борт «Каунаса» не предполагалось.

Другой оператор – ООО «Аншип», входящее в холдинг «АнРуссТранс». Однако сейчас рейсы на порты Германии из Усть-Луги компания не выполняет. Ей выгоднее работать с Балтийском. «Аншип» владеет двумя паромами типа Rider – «Амбал» и «Балтийск». Эти паромы способны перевозить по 112 обычных железнодорожных вагонов (или около сотни тяжеловесных вагонов – например, цистерн с мазутом), более 80 трейлеров, около 150 автомобилей. Скорость 34 км/ч. Оба судна сейчас обслуживают внутреннюю линию Усть-Луга – Балтийск. А скоро к ним обещают добавить и третье – «Аполлонию». Это уже паром другого типа – комбинированного: на борту 260 пассажирских мест, помещается до 57 вагонов плюс 20 грузовиков. Или 55 фур без железнодорожного подвижного состава.

Объём перевозок в вагонах парома Балтийск – Усть-Луга в августе 2011 года составил 1,22 тыс. ед., что в 44,5 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года (23 ед.). Такие данные озвучил в ходе III Балтийского транспортного форума, который проходил в Калининграде 8–9 сентября, и.о. первого замначальника Калининградской железной дороги Валерий Авдеев. С января по август этого года объём перевозок составил 6 тыс. 950 ед., что на 40% больше в сравнении с аналогичным периодом 2010 года.

ООО «БФИ», оператор, который обслуживает внутреннюю линию, владеет двумя паромами типа «Мукран-103». Они вмещают около полусотни вагонов или полтораста единиц накатной техники. Скорость 30 км/ч. Первый паром, «Мукран», запущен в конце 2010 года. Паром «Петербург» способен перевозить 48 железнодорожных вагонов, 50 фур или около двухсот легковых автомобилей, а также до 150 пассажиров. Скорость 30 км/ч.
Основная задача внутренних линий – обслуживание порта Балтийск.

Этот маршрут необходим России, потому часть грузов (в частности, те, что в Евросоюзе относят к категории воинских) не разрешено ввозить в Калининградскую область через порты стран Прибалтики.

Альтернатива – отправка через порт Санкт-Петербург. Но это не очень удобно, потому что тогда в Балтийск надо перегонять порожние вагоны под обработку к причалам. Кроме того, в Санкт-Петербурге вагоны надо разгрузить, а в Балтийске – снова погрузить в вагоны.

По данным Калининградской дирекции управления движением, в этом году по железнодорожно-морской переправе Усть-Луга – Балтийск намечено перевезти 10 тыс. вагонов, что почти на 54% больше, чем в прошлом. А в следующем ожидается доставить по ней не менее 15 тыс. вагонов. Если же считать в тоннах, то, как сообщила специалист ОАО «Компания Усть-Луга» Марина Петрова, за восемь месяцев этого года грузооборот автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (кроме вагонов на другой площадке, на борт грузят ещё и колёсную технику – автомобили и грузовики) составил 575,7 тыс. тонн.

Сравнение тарифов на перевозки показывает, что доставка, например, бензина в цистернах паромом через Усть-Лугу оказывается дешевле, чем по сухопутному железнодорожному маршруту через Литву на 12,6%, а свежемороженой рыбы – на 15,6%. Паромом выгоднее всего везти мазут – платить надо меньше на 52%.

При этом через Литву железнодорожные составы проходят две таможни: путь ведёт через эксклав – Калининградскую область. Можно, конечно, выбрать железнодорожный маршрут через Белоруссию и Польшу. Но тут опять-таки две таможни. Правда, Белоруссия входит теперь в Таможенный союз с Россией. Поэтому фактически на пути останется один погранпереход. Но это не снимает проблем с переходом через Польшу с российской колеи (1520 мм) на европейскую (1435 мм).

Морская паромная переправа предлагает простую схему: вагоны по стальным магистралям в Усть-Луге поступают на пост таможенного досмотра, затем перемещаются на 84-й причал, на второй площадке происходит выгрузка и загрузка вагонов. Подвижной состав накапливается на причале, откуда локомотив заводит их по рельсам на погрузку. И в путь.

Гендиректор ОАО «Инкотэк-Калининград» Юрий Голоднев считает, что паром, безусловно, выгоден. Но не всем, а в первую очередь тем, кто работает с регионами Северо-Запада. «Но что касается направления ниже Москвы – Липецк, Воронеж, а также направления на Урал, – ценовые условия практически одинаковы, что везти вагоны паромом, что ехать по нынешним тарифам через Литву и Беларусь», – отметил он.

У грузовладельцев имеются и опасения. Так, на недавней встрече грузовладельцев и руководства Калининградской дороги, организованной при поддержке «Гудка», заместитель гендиректора ЗАО «Содружество-Соя» Роман Дрозд напомнил, что когда постоянные клиенты железной дороги используют паром, сопредельные государства теряют плату за транзит. «Есть риск, что на определённые виды грузов, которые следуют паромом, будут подниматься транзитные тарифы», – уточнил он. Аналогичного мнения придерживается и гендиректор ЗАО «ТрансБалтСервис» Айрат Гайсин: «Если основные грузы пойдут паромом, Литва и Белоруссия поднимут расценки, и наша перевалка ещё больше подорожает. Мы, в свою очередь, можем увеличить свой годовой грузооборот ещё на 200–300 тыс. тонн мазута (сейчас он составляет 450 тыс. тонн), если будут удобные транзитные тарифы на железнодорожные грузоперевозки».

Есть и ещё одна проблема – нехватка порожних вагонов, что особенно актуально для эксклавной Калининградской области. Ведь, как известно, владельцы приватного парка не слишком охотно соглашаются работать на калининградском направлении, что объясняется малой обратной загрузкой, долгим временем оборота вагонов в «тупиковом» регионе и небольшим объёмом конкретной партии. Чтобы почувствовать все преимущества паромной переправы при перевозке определённой номенклатуры грузов, полагают многие местные предприниматели, необходимо решить эту проблему. Ведь груз и паромом перевозится в тех же вагонах, которые – жёсткий дефицит.

Что касается внешних перевозок, то в Германии один паром идёт в Засниц, а второй нацелен на Киль. Правда, со швартовкой также в Заснице, потому что в Киле – европейская колея. «Весь маршрут занимает 40 часов. Есть и другие преимущества: в нашем порту достаточно легко проходить границу. Высокая частота заходов паромов обеспечивает быстрый возврат порожних вагонов», – рассказал гендиректор ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» Константин Соколов.

Правда, во всякой бочке с мёдом найдётся и своя ложка дёгтя. Начнём с того, что есть грузы, тарифы на которые практически не отличаются от сухопутного маршрута. Например, шрот: разница получается всего в 2,2%.

Паром в Германию портовики обрабатывают по 12–16 часов, если погрузка и выгрузка происходят без задержек. Так долго судно находится под разгрузкой и погрузкой потому, что вагоны подают в трюм по специальному лифту. И заводят по одному.

Паром типа «Мукран-103» загружается напрямую, без лифта, но накат вагонов требует работы двух локомотивов, что увеличивает затраты на погрузку и выгрузку. На обработку уходит около шести часов. Однако если учесть, что судно берёт меньше вагонов, то в итоге получается не намного быстрее.

Потенциал у паромной линии есть. И весомый. Только раскрутить его непросто. Остаётся добавить, что кроме грузов железнодорожные паромы попутно берут на борт пассажиров. Пропускная способность – до 17 тыс. человек в год. Так что прокатиться на нём может каждый. Причём, чтобы доехать до Калининграда, виза российским гражданам не потребуется.



Александр Солнцев, Вера Башканова


gudok.ru
[27.09.2011] / Оригинал статьи






Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Перевозка офисной и квартирной мебели. Перевозка мебели недорого и бережно.