Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 BLR,  RUS _Версия для печати
Бремя выбора

Бремя выбора

Похоже, что правительство Беларуси наконец-то определилось с выбором стратегического партнера для Минского автозавода.

Вплоть до самого недавнего времени события вокруг создания совместного предприятия МАЗа с одним из зарубежных автогигантов развивались по всем канонам авантюрного романа. В ситуации, когда в белорусском правительстве не могли определиться с выбором партнера, каждый из двух наиболее вероятных кандидатов на эту роль (российские ОАО "Камский автозавод" и "Русские машины") был уверен, что предпочтение будет отдано именно ему.

Так, выступая 16 сентября перед журналистами, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин заявил, что руководство этого предприятия рассчитывает до конца текущего года "закрыть сделку" и создать СП с МАЗом. При этом он отказался даже приблизительно назвать стоимость активов Минского автозавода, сославшись на то, что у последнего нет финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам, и здесь решающее слово принадлежит независимому аудитору, который должен подготовить свою оценку к 19 сентября.

Напомним, госкорпорация "Ростехнологии", владеющая 49,9% капитала КамАЗа, выступила с предложением объединить его с МАЗом еще в феврале текущего года. Первоначально российская сторона настаивала на обмене акциями Камского и Минского автозаводов в рамках объединения активов двух компаний в пропорции 75:25, но белорусские власти отказались рассматривать этот вариант.

В ответ ими было предложено создать СП, в которое будут внесены 49,9% акций КамАЗа и 49,9% акций МАЗа, а также активы ряда предприятий, которые производят автокомплектующие как в России, так и в Беларуси. Этот вариант и был принят за основу для переговоров. Правда, глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов неоднократно подчеркивал, что пакет акций КамАЗа объективно стоит намного дороже, чем аналогичный пакет МАЗа. В связи с этим окончательный перечень белорусских и российских заводов, которые войдут в СП, предполагалось определить после проведения оценки активов обоих соучредителей.

Надо сказать, в правительстве РБ особо не спешили форсировать объединительный процесс, очевидно, ожидая поступления более выгодных предложений от других инвесторов. Дело даже дошло до того, что в конце июня глава "Ростехнологий" заявил: переговоры специально затягиваются Минском по политическим причинам. Это, в конце концов, заставило премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича выступить с заявлением, что он считает вариант создания холдинга МАЗа с КамАЗом наиболее предпочтительным. После чего многие эксперты посчитали, что вопрос о партнере Минского автозавода практически решен. Тем более что за "Ростехнологиями" явно маячила фигура Владимира Путина.

Тем не менее оказалось, что аналитики несколько поспешили. Выступая в тот же день, что и С. Когогин, министр промышленности Беларуси Дмитрий Катеринич подтвердил, что в настоящее время независимой международной экспертной группой действительно ведется оценка активов МАЗа, однако отнес завершение ее работы на конец года. Более того, он отметил, что правительство РБ еще не решило, кто будет партнером нашего автозавода. По словам главы Минпрома, возможно даже проведение открытого конкурса, который поможет определить стратегического инвестора.

Дополнительную весомость данному заявлению придало то обстоятельство, что 19 сентября результаты независимого аудита так и не были оглашены. Не поступило новой информации и о том, как обстоят дела у рабочей группы, которая занимается объединением Минского и Камского автозаводов. И это, надо думать, придало уверенности другому претенденту на создание совместного предприятия с МАЗом - ОАО "Русские машины".

Как заявил 7 октября гендиректор машиностроительного холдинга "Русские машины" (основного акционера Группы ГАЗ) Александр Филатов, руководство компании в конце сентября направило для рассмотрения в правительство Беларуси пакет документов с вариантами сотрудничества Группы ГАЗ с Минским автозаводом. Он подчеркнул, что "Русские машины" видят "серьезную синергию от сотрудничества с МАЗом". И "нам не критично, как реализовывать сотрудничество: совместное предприятие, альянс или другой формат".

Обращаясь к истории, следует сказать, что безуспешные попытки создания интегрированных структур с Минским автомобильным заводом предпринимаются "Русскими машинами" с 2001 г. Об очередном заходе сообщили российские СМИ в начале августа нынешнего года. Из их публикаций следовало, что руководство этого холдинга, входящего в сферу влияния Олега Дерипаски, ведет активные консультации с правительством Беларуси о создании альянса с МАЗом.

По мнению экспертов, весомость аргументам "Русских машин" придает то, что предприятия ОАО (в том числе автозавод "Урал"), управляемые Группой ГАЗ, в отличие от КамАЗа, не являются конкурентами нашего завода. Минчане специализируются преимущественно на выпуске дорожных большегрузных машин, уральцы - на производстве внедорожных грузовиков, а нижегородский производитель работает вообще в другой нише. Проведение согласованной маркетинговой и технической политики, вне всяких сомнений, способствовало бы существенному усилению рыночных позиций обоих брендов.

Но не успели аналитики переварить эту информацию, как последовал новый поворот сюжета. 11 октября на заседании Совета министров Беларуси был детально рассмотрен вопрос организации СП на базе МАЗа и КамАЗа. По мнению докладчика, первого заместителя министра промышленности РБ Ивана Демидовича, создание такого холдинга повысит конкурентоспособность белорусской автотехники - главным образом за счет сокращения доли энергетических затрат (прежде всего на литье) в себестоимости продукции Минского автозавода. Их удельный вес в цене производства сегодня вырос с 9-10 до 13-14%.

Первый замминистра промышленности выразил надежду, что интеграция с КамАЗом позволит сократить эти затраты. Вместо того чтобы самим производить литые заготовки, возможно, будет более выгодно покупать их у партнера, которому энергия обходится дешевле. Да и в советские времена он обеспечивал литьем весь автопром. А МАЗ, в свою очередь, станет продавать российскому предприятию "наукоемкий, более глубокий передел", в частности мосты.

Подводя итог обсуждению, глава Совмина Михаил Мясникович сообщил, что в ближайшие дни для переговоров по затронутой проблематике в Москву отправится вице-премьер Сергей Румас. Кроме того, будет обсуждаться и разница в уровне налогообложения Минского и Камского автозаводов: налоги у МАЗа выше, чем у КамАЗа, на 2-3 процентных пункта.

Между тем, насколько можно судить по неофициальным высказываниям представителей МАЗа, там не считают, что потенциальная выгода от объединения с ОАО "Камский автозавод" будет существенно выше преимуществ интеграции с Группой ГАЗ. Образование корпорации с КамАЗом, возможно, и обеспечит минчан более дешевыми автокомпонентами, и откроет доступ к его разветвленной сбытовой сети, однако объединение с ГАЗом дает надежду решить застарелую проблему с двигателями (традиционный их поставщик на МАЗ - Ярославский моторный завод сегодня находится под управлением Группы ГАЗ).

Окончательное решение, с кем объединяться, должно быть принято собственником - государством, от лица которого выступает правительство. Другое дело, что работа по подготовке создания холдинга с КамАЗом продвинулась существенно дальше.


АЛЕКСАНДР АЛЕСИН


belmarket.by
[24.10.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Мясникович Михаил Владимирович фото

Мясникович Михаил Владимирович

Премьер-министр Республики Беларусь
Биография Путин Владимир Владимирович фото

Путин Владимир Владимирович

Премьер-министр Российской Федерации
Биография Румас Сергей Николаевич фото

Румас Сергей Николаевич

Заместитель Премьер-министра РБ
Биография Чемезов Сергей Викторович фото

Чемезов Сергей Викторович

Ген. директор ГК «Ростехнологии»

Организации статьи

КАМАЗ - история, фото

КАМАЗ

ОАО «КАМАЗ» (Камский автомобильный завод)
МАЗ - история, фото

МАЗ

ОАО «Минский автомобильный завод»
Ростехнологии - история, фото

Ростехнологии

Государственная корпорация РФ
Группа ГАЗ - история, фото

Группа ГАЗ

ОАО «ГАЗ»
Русские машины - история, фото

Русские машины

Корпорация «Русские машины»




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100