Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 BLR,  RUS,  KAZ _Версия для печати
Комиссары Евразии

Комиссары Евразии

По проекту договора ЕЭП обзаведется аналогом Еврокомиссии с тысячей вакансий

Евразийский экономический союз, который активно обсуждают главы государств Таможенного союза (ТС), будет иметь постоянный наднациональный орган — Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), аналог Еврокомиссии. Из проекта документа о ЕЭК, одобренного на уровне премьер-министров стран ТС в Санкт-Петербурге 19 октября, следует: действующая комиссия Таможенного союза прекратит свое существование 1 июля 2012 года. На смену ей должна прийти новая властная структура, полномочия которой будут существенно расширены, численность и затраты на ее обеспечение вырастут в десять раз, большая их часть ляжет на бюджет РФ, а вес России при принятии наднациональным органом решений снизится как минимум вдвое. В ЕЭК уже собираются многие чиновники правительства Владимира Путина.

Проект договора о Евразийской экономической комиссии
(.PDF, 11,8 Мб)...


Проект договора о ЕЭК был одобрен премьер-министрами РФ, Казахстана и Белоруссии 19 октября "в рабочем порядке" — профильные вице-премьеры трех стран вносили правку в документ буквально в последние минуты — и не публиковался. По данным "Ъ", копию проекта даже ответственный секретарь комиссии Таможенного союза (КТС) Сергей Глазьев должен был получить от заместителя главы ведомства Алексея Лихачева лишь на днях. В КТС отказались комментировать документ, отметив лишь, что в нынешней конфигурации комиссия "сработала неплохо, а Таможенный союз теперь уходит в правовое поле ЕЭП". 27 октября Белый дом принял решение представить проект на подпись президенту Дмитрию Медведеву — встреча, на которой главы государств ЕЭП могут подписать документ, назначена на начало ноября.
Цена вопроса
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий

Реорганизация Россотрудничества совпадает с инициативой Путина по созданию Евразийского союза. Эти два внешне не связанные между собой события имеют общую логику.

Целью Россотрудничества стало развитие связей с русскими общинами за границей — как в дальнем, так и в ближнем зарубежье. К эмигрантам в дальнем зарубежье в советское время у нас относились как к блудным детям, которые должны искупить вину перед родиной. А кто не искупает — тот нам не друг. В начале постсоветского периода отношение к "красным" и "белым" поменялось, политкорректным стало испытывать чувство вины перед россиянами, выброшенными за пределы страны. Сейчас же все перепуталось — в самой России так и не определились до конца в отношении к драматическим событиям ХХ века.

В итоге сегодня тема эмиграции представляет собой настоящее идеологическое минное поле. Белый поручик времен гражданской войны может обернуться обер-лейтенантом вермахта с Железным крестом за борьбу против титовских партизан во Вторую мировую. А священник, угнанный немцами в 1943-м, при ближайшем рассмотрении оказывается беженцем из Красной армии, благодарным немецким властям за то, что не бросили его в беде. И как Россотрудничеству выстраивать отношения с их потомками?

С русскими общинами в ближнем зарубежье дела обстоят еще хуже. С одной стороны, Владимир Путин хочет создать Евразийский союз, для чего ему необходимо налаживать отношения с лидерами, по большей части авторитарными, постсоветских стран, которые создают национальные государства. Надо обхаживать их, искать точки соприкосновения в первую очередь в экономической сфере.

Например, создан тройственный Таможенный союз, в который сейчас собирается вступить Киргизия. Ее власти проводят подчеркнуто пророссийский курс. С другой стороны, проведение "пророссийской политики" не мешает тем же киргизским властям активно "выдавливать" из страны русских, которые не покинули ее за два предыдущих десятилетия. И такие проблемы далеко не только в Киргизии.

Что же в этой ситуации удобнее делать российским чиновникам? Требовать от местных начальников соблюдения прав русского населения? Высказывать претензии по поводу снятия очередного советского памятника, если это делают не прибалтийские или грузинские "русофобы", а друзья-"евразийцы"? Протестовать против того, что в школьных учебниках рассказывается о героической народной борьбе против русских колонизаторов? Или же прагматично крепить экономическую дружбу народов под евразийским знаменем?

Ясно, что вопросы эти остаются риторическими.

Согласно документу, ЕЭК получит расширенные в сравнении с КТС полномочия — помимо таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования, техрегулирования комиссия будет заниматься установлением торговых режимов с третьими странами, валютной, макроэкономической, энергетической и конкурентной политикой, регулированием госмонополий, вопросами промышленных и сельхозсубсидий, госзакупок, транспорта, миграции, финансовых рынков и "иных сфер" (ст. 3). Предполагается, что ЕЭК будет принимать решения "на основании голосования членов совета или членов коллегии" в порядке "один член коллегии — один голос" или "один член совета — один голос" (ст. 6), в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны (ст. 7), в состав коллегии — по три представителя каждой стороны. При этом принятые решения "входят в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП" и подлежат непосредственному применению на их территории. Значительные полномочия коллегии затронут и интересы хозяйствующих субъектов. Так, например, наднациональный орган будет обладать правом запрашивать информацию "у юридических и физических лиц" (ст. 14). Характер запросов не конкретизирован, а необходимость для граждан подчиняться наднациональному органу может вызвать конфликт с конституцией, разрешаемый лишь референдумом.

По данным источников "Ъ", совокупная численность нового органа составит свыше 1,2 тыс. человек. Напомним, в ныне действующий секретариат КТС, выполняющий те же функции (всего около 150) в рамках Таможенного союза, входят 150 человек, при этом КТС никогда не жаловалась на нехватку сотрудников. На долю ЕЭК придется лишь завершение формирования законодательной базы ЕЭП. Имплементацией этой базы в законодательства стран ЕЭП будут заниматься уже национальные правительства, число же новых функций ЕЭК по вопросам расширения координации ЕЭП в макроэкономике, антимонопольной, миграционной политике, регулировании финрынков, госмонополий и госзакупок не превышает 30.

Для раздувания штатов ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Оплачивать их деятельность, как и деятельность всей комиссии, согласно ст. 6, будет в основном бюджет РФ: "Финансирование... осуществляется на основании бюджета комиссии... формируемого за счет долевых взносов сторон, определяемых пропорционально нормативам распределения сумм ввозных таможенных пошлин". Напомним, что в Таможенном союзе на РФ приходится 87,97% всех пошлин. Хотя в договоре на месте пребывания ЕЭК стоит прочерк, для нее уже подобрано здание в Москве на Мосфильмовской улице — из числа активов банка ВТБ, не нашедших покупателей на рынке.

Это, впрочем, не единственная цена, которую РФ придется заплатить за подписание договора о ЕЭК. Правка документа до последней минуты перед рассмотрением его премьер-министрами стран союза, по словам источников "Ъ" в дипломатических кругах РФ, объясняется тем, что еще в сентябре 2011 года Белоруссия и Казахстан отрицательно отзывались о тексте проекта договора о ЕЭК, выдвигая в качестве условий присоединения к договору принцип "одна страна — один голос". "Виктор Христенко и Игорь Шувалов разменяли категорическое требование РФ о принципе взвешенного голосования (по нему РФ имеет 57% голосов) на равноправное представительство сторон в ЕЭП ради скорейшего принятия договора,— говорит собеседник "Ъ", отмечая: — Российские переговорщики рассчитывают, что члены коллегии будут вести себя как международные чиновники, но это утопия: так, Минск осуществляет жесткое руководство своими представителями, и голосовать они будут только по команде". Если же к Таможенному союзу присоединятся Киргизия и Таджикистан, вес РФ в ЕЭК снизится с 1/3 до 1/5.

Одна из версий объяснения происходящего заключается в том, что новая евроазиатская бюрократия ЕЭК будет формироваться из членов уходящего правительства Владимира Путина, которое в Белом доме должно сменить некое "расширенное" правительство Дмитрия Медведева. Напомним, помимо входящего в КТС первого вице-премьера Игоря Шувалова в комиссию в качестве спецпредставителя президента РФ уже де-факто вошел глава Минпромторга Виктор Христенко. В опрошенных "Ъ" министерствах в пятницу заявляли, что не имеют отношения к формированию и кадровому составу ЕЭК — "за них теперь отвечает господин Христенко и администрация президента".

Сам господин Христенко не ответил на вопросы "Ъ" о принципах формирования и кадровом составе будущей комиссии. В числе кандидатов в евразийские чиновники собеседники "Ъ", знакомые с ходом процесса, также называют Алексея Лихачева из Минэкономики и директора департамента международного сотрудничества Белого дома Татьяну Валовую, известную как специалиста по институциональным структурам ЕС. На подбор кандидатов отведено чуть более полугода: заключительная ст. 33 договора гласит, что он "временно применяется с момента подписания" в части полномочий, связанных с формированием ЕЭК, включая "оформление трудовых отношений с сотрудниками". Ранее источники агентства "Интерфакс" в правительстве также отмечали, что члены совета и коллегии могут быть назначены "не ранее конца декабря".

Проект описывает и подробнейшим образом регламентированные положение, права и привилегии новых международных чиновников. Члены ЕЭК (коллегии и совета) получат иммунитет (снимать его будет уполномочена лишь сама комиссия), статус федерального министра, ежегодный отпуск 45 дней, социально-бытовое, медицинское и санаторное обслуживание за счет бюджета на министерском уровне и министерские же доплаты к пенсии. При этом договором не урегулирован конфликт с национальными законодательствами: так, члены коллегии будут несменяемыми в течение четырех лет и формально независимыми от национальных органов исполнительной власти — при том, что состав их будет формироваться из правительственных чиновников.



Олег Сапожков


Коммерсантъ
[31.10.2011] / Оригинал статьи


Персоналии статьи

Биография Глазьев  Сергей Юрьевич фото

Глазьев Сергей Юрьевич

Ответственный секретарь Комиссии таможенного союза
Биография Лихачев Алексей Евгеньевич фото

Лихачев Алексей Евгеньевич

Зам. министра экономического развития
Биография Медведев Дмитрий Анатольевич фото

Медведев Дмитрий Анатольевич

Президент Российской Федерации
Биография Путин Владимир Владимирович фото

Путин Владимир Владимирович

Премьер-министр Российской Федерации
Биография Христенко Виктор Борисович фото

Христенко Виктор Борисович

Министр промышленности и торговли РФ
Биография Шувалов  Игорь Иванович фото

Шувалов Игорь Иванович

Первый заместитель Председателя Правительства РФ

Организации статьи

Комиссия таможенного союза - история, фото

Комиссия таможенного союза

Единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза
Европейский союз - история, фото

Европейский союз

Евросоюз, ЕС




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100