Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 RUS _Версия для печати
На чужой полосе

На чужой полосе

экспресс-доставка

Сегодня в России к числу крупнейших зарубежных операторов рынка экспресс-доставки грузов следует отнести такие компании, как DHL, FedEx, TNT, UPS, DPD, а среди отечественных — прежде всего "СПСР-Экспресс", "EMS Почта России", Pony Express, "Гарантпост". Причем в последние годы российские перевозчики серьезно потеснили на нашем рынке западных, составив им достойную конкуренцию.

По данным экспертов, на долю десяти крупнейших игроков приходится примерно 70-80% рынка. Остальную его часть делит между собой большое количество мелких компаний. Оценить, кто является абсолютным лидером рынка — отечественные или зарубежные компании, довольно сложно. Западные компании занимают наиболее сильные позиции в сегменте международных перевозок, а значительная доля рынка внутренних приходится на российских игроков. Тем не менее факт остается фактом: за последние 15 лет на рынке с нуля выросли отечественные компании экспресс-доставки, потеснившие международных гигантов-перевозчиков.

Отправления по России охотнее доверяют российским компаниям, а доля отправлений за границу выше у международных игроков. По словам Сергея Лапина, первого заместителя генерального директора компании "СПСР-Экспресс", это связано со знанием российскими компаниями специфики местного рынка, с большей приспособленностью инфраструктуры российских компаний к нашим реалиям. И это не уникальная ситуация. "Интеграторы в основном сильны на своих родных рынках, то есть DHL — в Германии, а TNT, скажем, в Голландии, плюс на нескольких наиболее интересных местных рынках, таких как Китай, Бразилия или Индия. В других странах большую часть рынка занимают сильные местные игроки. Так же происходит и в России. Пожалуй, сегодня из международных компаний только DPD и DHL имеют существенные доли российского рынка. Все остальные сосредоточены на обслуживании сетевых импортных потоков и международных корпоративных контрактов, не очень вкладываясь в местную инфраструктуру,— говорит Николай Воинов, генеральный директор DPD в России.— Если оценивать доли рынка, то в сегменте междугородной экспресс-доставки наибольшую долю занимают известные российские операторы — в совокупности приблизительно 50%, наша доля — около 20%, а известная четверка международных операторов имеет около 30%. На рынке международной доставки картина обратно противоположная". "Хотя в секторе курьерских услуг и экспресс-логистики ведущую роль играют международные интеграторы грузов, специализирующиеся в том числе и на экспресс-логистике, такие как DHL и UPS, не стоит недооценивать и российских участников рынка,— отмечает исполнительный вице-президент по продажам, член совета директоров авиакомпании "ЭйрБриджКарго" Вольфганг Майер.— Преимущество международных компаний в синергии их международного опыта и отечественных ноу-хау — идеальное сочетание". Они адаптируют свои основные процессы к специфическим условиям российского рынка и разворачивают кампании в масштабах всей страны, предлагая различные уровни сервиса при гарантированных сроках выполнения заказа, аналогичные тем кампаниям, которые международные компании экспресс-доставки с успехом проводят в других странах мира. У них сильнейший брендинг в транспортной отрасли. "С другой стороны, растет количество поставщиков услуг, концентрирующих свои усилия на специфических потребностях российского рынка и на отдельных регионах России. Это дает им естественное преимущество перед иностранцами, которые смотрят на вещи с точки зрения глобальной перспективы,— отмечает Галина Ильина, бизнес-эксперт компании Salectaft.— Ведущие интеграторы мыслят глобально, а действуют локально, в то время как некоторые российские поставщики услуг мыслят и действуют локально. С учетом специфики российского рынка экспресс-логистики оба типа ведения бизнеса имеют шансы на успех. И что характерно, российские компании постепенно дорастают до уровня и позиций на рынке своих международных конкурентов".

Так, например, первая российская компания в области экспресс-доставки "ЕМС Гарантпост" начинала работу с выстраивания международной сети (на первом этапе было охвачено всего 18 стран). В России работали только в Москве и Санкт-Петербурге. "В 1993 году мы изменили стратегию развития и развернулись внутрь страны,— рассказывает первый заместитель генерального директора "EMC Гарантпост" Александр Алдонин.— До 2004 года "Гарантпост "занимал половину рынка экспресс-доставки в России. Основными инвестициями в компанию стали опыт, технологии обработки и перевозки, а также передовые способы экспресс-доставки, которыми к тому времени в совершенстве овладели наши французские коллеги". В 2004 году, после выхода ФГУП "Почта России" из состава компании, "EMC Гарантпост" не могла больше использовать инфраструктуру почтовых отделений и начала создавать собственную сеть для отправки и экспресс-доставки отправлений и грузов по России и за рубеж.

Сегодня в "ЕМС Гарантпост" особенно гордятся тем, что претензии к компании по недоставке или нарушению контрольных сроков предъявляются по менее чем 0,002% объема принимаемых отправлений. "Помимо того что мы имеем почтовую лицензию, у нас еще масса других возможностей: лицензия таможенного брокера, квалифицированный персонал таможенных брокеров и декларантов, выделенные помещения в крупных аэропортах страны, специализированные центры обработки и доставки,— отмечает Александр Алдонин.— Отправления сортируются по аэропортам или направлениям. Мы сортируем отправления до областных или выделенных центров. Например, Сочи Краснодарского края не областной центр, но очень важный город — мы летаем туда напрямую, не завозя отправления в Краснодар. Мы постоянно работаем над расширением собственной сети филиалов и представительств, открытием новых офисов и окон приема, разрабатываем новые маршруты доставки. Широкой популярностью в последние годы пользуется услуга доставки с оплатой получателем.

Как показывает практика, для обеспечения качественной экспресс-доставки по России компаниям нужна разветвленная филиальная сеть и налаженная инфраструктура по всей стране, а не только в крупных городах. Такая инфраструктура есть далеко не у всех интеграторов. Отечественные игроки из-за отсутствия международных сетей и трудностей с таможней с самого начала были нацелены на развитие местной инфраструктуры и сети филиалов. Но из-за небольших объемов российские логисты не могут заработать сотни миллионов долларов, которые необходимы для построения международных сетей, но это вопрос времени.

Так, например, в 2001 году на уже сформированном российском рынке экспресс-доставки появился новичок — компания "СПСР-Экспресс". И за десять лет сумела попасть в число лидеров рынка. Сегодня рыночная доля "СПСР-Экспресс" — примерно 20%, в ближайшее время планируется довести ее до 25%. Осуществить эти планы позволит развитие сервиса и технологической составляющей, которые сегодня являются ключевыми факторами успеха в сфере экспресс-доставки.

"Прежде чем принять решение об организации компании экспресс-доставки, мы тщательно изучили рынок, как российский, так и международный, ознакомились с опытом западных компаний не только в России, но и за рубежом,— рассказывает Владимир Солодкин, основатель и генеральный директор "СПСР-Экспресс".— Затем проанализировали всю собранную информацию и убедились, что именно Россия является большим потенциальным рынком для экспресс-доставки, который далек от насыщения. Отправной точкой в формировании бизнес-плана нашей компании стали потребности потенциальных клиентов. Пожалуй, нам было даже проще, чем компаниям, которые уже были на рынке и работали с устоявшимися технологиями, ведь мы все делали с нуля, выверяя каждый шаг и выстраивая правильную стратегию".

"СПСР-Экспресс" была одной из первых российских компаний, предложивших клиентам комплексную услугу по доставке и отправлению документов и грузов по всей территории России, а не по какому-то одному городу. Она же одной из первых предложила решение по доставке для индустрии дистанционной торговли.

За последние десять лет на российском рынке экспресс-доставки произошли существенные изменения в покупательском поведении и предпочтениях. "В 2001-2003 годах очень большое количество отправлений доставлялось как угодно: через проводников, через знакомых,— вспоминает Владимир Солодкин.— Наши потребители не были приучены к качественной услуге, а в целом ряде случаев даже не знали, что может быть иначе". Сегодня российский потребитель уже хорошо понимает, что такое экспресс-доставка, сформированы высокие ожидания, и, соответственно, растут требования к качеству сервиса.

Стоит также отметить, что в недалеком прошлом западные компании при выходе на российский рынок обращались к третьей стороне для осуществления перевозок по России. "Это происходит и сейчас, но некоторые компании уже выражают намерение выйти на рынок самостоятельно, используя свой бренд и планируя серьезные инвестиции. Ценовая политика в этом случае тоже, скорее всего, будет премиальная, но вполне возможно, что поддержка международного бренда позволит выйти на рынок и по более низкой цене, но в любом случае вряд ли ниже, чем у российских компаний",— говорит господин Лапин. То есть основная конкуренция ожидается в ценах, так как клиенты по-прежнему чувствительны к стоимости доставки. Хотя ряд экспертов заявляет, что в среднем цены у интеграторов выше, чем у отечественных операторов, различия в ценовой политике зависят от значительного количества факторов, но в целом большой разницы в ценах между нашими и зарубежными логистами не наблюдается.

В активную борьбу за клиентов включилась и такая консервативная корпорация, как "Почта России". Сейчас ее деятельность направлена прежде всего на повышение качества услуг. В рамках оптимизации бизнес-процессов начались изменения в области обслуживания, а именно обработки обращений клиентов. Введено новое программное обеспечение, что позволяет более оперативно обрабатывать обращения клиентов по основному блоку вопросов. Основываясь на анализе поступающих обращений, "Почта России" намерена внести изменения в работу внутренних служб, а также продолжить взаимодействие с таможенной службой, иностранными интернет-магазинами, почтовыми администрациями других стран, чтобы предоставлять всем клиентам высококачественные услуги, соответствующие их ожиданиям, в том числе и в пиковый период новогодних праздников.

"Приоритетной задачей в развитии подразделения "Почты России", которое занимается экспресс-доставкой — EMS Russian Post является повышение качества оказываемых услуг,— рассказывает Евгений Чечельницкий, директор EMS Russian Post.— В рамках реализации комплексной программы по улучшению качества сервиса мы расширяем линейку услуг, оптимизируем бизнес-процессы, открываем новые офисы обслуживания клиентов в Москве и по всей России, запускаем в работу новые курьерские базы, разрабатываем новые наземные маршруты".

Так, например, несколько месяцев назад в Москве компания EMS Russian Post предложила актуальную в условиях столичных пробок услугу "Ночной курьер" (прием отправлений курьером в ночное время). Услуга по доставке почты курьером в дневное время называется "Личный курьер" и пользуется спросом корпоративных клиентов, которым важна доставка корреспонденции из рук в руки.

В планах компании — введение услуги по доставке отправлений по Москве в течение суток. Также планируется открыть до десяти экспресс-центров по приему и выдаче отправлений по всей Москве. А также пять новых офисов обслуживания клиентов в крупных городах России: Казани, Белгороде, Туле, Твери, Ярославле. Будут открыты новые курьерские базы в Москве и области, улучшена система техподдержки клиентов.

"Развитие EMS Russian Post, одного из крупнейших экспресс-операторов РФ с самой большой долей частных клиентов, происходит быстрыми темпами, опережающими рост отечественного рынка экспресс-доставки в целом,— утверждает Евгений Чечельницкий.— Доходы экспресс-оператора увеличиваются из года в год. Так, в первом полугодии 2011 года выручка выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, а обрабатываемый объем почты — на 37%. Наибольший рост показателей наблюдается в области импорта отправлений EMS, что объясняется увеличением числа заказов россиян в зарубежных интернет-магазинах".

Для того чтобы ускорить доставку отправлений, сотрудничая с почтовыми администрациями зарубежных стран, EMS Russian Post упрощает процедуру возврата товаров в один из наиболее популярных у российских клиентов интернет-магазинов, итальянский Yoox. А совместно с "Почтой Китая" создает систему информирования о местонахождении и задержках отправлений, запускает обмен данными о прохождении и сроках доставки отправлений с "Почтой Казахстана".

"На данный момент EMS Russian Post занимает 20% рынка. В ходе реализации комплексной программы по улучшению качества EMS-услуг мы планируем повысить лояльность наших клиентов и увеличить долю рынка до 23%",— рассказывает Евгений Чечельницкий.

Одним из немаловажных факторов роста рынка экспресс-доставки в 2010-2011 годах стало восстановление основных сегментов розничной торговли. Эти группы товаров и составляют существенную долю в общем объеме экспресс-отправлений.

В скором времени отечественным и зарубежным логистам предстоит сразиться за частных клиентов. Сегодня наибольшая доля экспресс-отправлений приходится на корпоративный (B2B) сегмент — около 70%. В основном это деловой документооборот. По прогнозам экспертов, рынок будет развиваться в направлении увеличения доли сегмента B2C. "Очевидная тенденция, которая постепенно охватывает даже самые отдаленные уголки мира,— рост дистанционной торговли. Доставка — важное звено в цепочке заказа и получения товаров из интернет-магазинов, и способность операторов вовремя предложить простые и удобные покупателям решения уже сегодня отражается на расстановке сил на рынке",— подтверждает Елена Емельянова, директор по маркетингу DHL Express в России.

Несмотря на преимущества международных экспресс-перевозчиков перед российскими компаниями экспресс-доставки (разветвленная мировая сеть, глобальная инфраструктура), они по-прежнему больше ориентированы перевозить грузы за границу, нежели по России. Международные компании более склонны перепоручать доставку своих отправлений по российским регионам своим российским коллегам, нежели вкладывать большие деньги в развитие собственной инфраструктуры в нашей стране. Пока нет никаких предпосылок и к тому, чтобы российские компании начали строить глобальные международные сети доставки: это слишком дорого. Другое дело — локальные сети между странами-соседями. "С введением Таможенного союза исчезла таможня на границе между Россией, Казахстаном и Беларусью. Мы, имея к тому времени полноценную инфраструктуру в этих странах, тут же соединили их сетью маршрутов между собой. Эффект колоссальный! Объемы растут как на дрожжах, и это отличный пример того, как могут развиваться рынки, когда падают административные и таможенные барьеры",— рассказывает господин Воинов.



Федор Мельников


Коммерсантъ
[03.11.2011] / Оригинал статьи






Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
http://www.profreshenie.com- компания, осуществляющая курьерские услуги, имеет собственный автопарк