Таможенный Союз. Таможня. Новости и публикации

Таможня и Таможенный Союз- Лента новостей и публикаций. | Таможня и Таможенный Союз- Карта сайта. | Таможенный Союз | Таможенный Союз
 KAZ _Версия для печати
Таможне Казахстана 20 лет

Таможне Казахстана 20 лет

В новейшей истории Казахстана одним из первых документов, изданных Главой государства после обретения суверенитета, был Указ №539 от 12 декабря 1991 года об образовании Таможенного комитета

Этот день является днем образования таможенной службы суверенного Казахстана.

К 1991 году социально-экономическая ситуация в Казахстане значительно ухудшилась. ВВП снизился на 12 процентов. На рынке нарастал товарный голод. Скрытая в прежние годы инфляция была готова вырваться наружу.

В той ситуации руководству страны приходилось решать одновременно две важнейшие задачи. Необходимо было не только преодолеть этот кризис, но и начать строить свою самостоятельную экономическую систему.

Государственная экономическая политика должна была включать денежно-кредитную, налогово-бюджетную, ценовую и антимонопольную, инвестиционную, технологическую и таможенную политику. Это требовало создания и развития новых финансовых и государственных институтов, в том числе и таких как таможенные органы. По сути, пришлось их выстраивать с нуля. На первом этапе требовалось создать адекватную нормативно-правовую базу.

Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность и обеспечивает экономическую безопасность Республики Казахстан.

В настоящее время таможенными органами осуществляется контроль на 18 автомобильных, 5 железнодорожных, 2-х морских, а также 11 воздушных пунктах пропуска.

Общая протяженность таможенной границы Республики Казахстан составляет 7 390 км, из них сухопутная граница – 5 390 км и около 2 тыс. км – граница, проходящая вдоль береговой линии территориальных вод (охватывает побережья Каспийского и Аральского морей, берега рек Или и др.). Протяженность границы с Китаем составляет 1560 км, Кыргызстаном – 1070 км, Узбекистаном – 2310 км и Туркменистаном – 450 км.

Введение таможенных границ с сопредельными государствами бывшего Союза, проблема обеспечения 100-процентного декларирования товаров и имущества, перемещаемых через таможенную границу Казахстана, потребовали создания широкой разветвленной сети таможенных учреждений как внутри территории республики, так и на ее границе.

Сегодня организационная структура таможенных органов Республики Казахстан состоит из следующих элементов: центральный таможенный орган – территориальные департаменты таможенного контроля по областям, г.г.Астана, Алматы и таможни – таможенные посты – контрольно-пропускные пункты на границе.

Большая работа проведена по созданию надежного нормативно-правового фундамента в деле правового обеспечения таможенной деятельности. В 1995 году был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О таможенном деле в Республике Казахстан», который представлял собой качественно новый этап развития в таможенном деле, таможенной политике, проводимой государством, занимая центральное место в механизме регулирования таможенных отношений.

Здесь следует сказать, что на тот момент, данный закон был объективен. Главный его принцип - «полицейское» администрирование со стороны государства. Жесткая позиция тогда была оправдана, поскольку грузы иногда проходили вообще мимо таможни. Государство терпело колоссальные убытки.

Сейчас времена изменились. В первую очередь пора понять, что таможня – это, по сути, сервисная служба для легального бизнеса, а не препятствие для него. Кроме того, она еще и универсальный механизм защиты внутреннего и внешнего рынка, инструмент регулирования экономики. «Таможенный контроль в виде сервиса» или иными словами «Таможня для бизнеса».

Стремительные изменения в международной торговле, потребовали дальнейшей гармонизации и упрощения таможенных процедур. Правительство в 2010 году инициировало и внесло на рассмотрение Парламента РК проект Таможенного кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан». Активное участие в работе над законопроектом государственные органы, общественные объединения и организации, представители деловых кругов и международных экспертных организаций. Участие вышеуказанных лиц в обсуждении законопроекта в значительной степени позволило разработать нормативный акт, максимально отвечающий как интересам государства, так и непосредственно участников внешнеэкономической и иной деятельности, приблизить его основные положения к мировым стандартам и нормам.

Кодекс подписан Президентом страны 30 июня и вступил в силу 1 июля прошлого года.

Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан" был разработан в целях приведения национального таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза. Кодекс устанавливает положения таможенного законодательства, основанного на таможенном законодательстве Таможенного союза в условиях единой таможенной территории.

Кодекс создал благоприятные условия для бизнеса, в частности, снижены количество документов, необходимых при таможенном декларировании, добавлены нормы, регулирующие вопросы взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, исключены обязательные лицензионные сборы по всем видам деятельности в сфере таможенного дела.

Направленный на совершенствование законодательства в сфере таможенного дела, он является новым шагом в совершенствовании таможенного законодательства и направлен на унификацию таможенного законодательства, упрощение таможенных процедур, что создает возможности для формирования благоприятного инвестиционного климата, углубления интеграционных процессов, дальнейшего развития и расширения внешнеторговых отношений Республики Казахстан с другими странами.

В кодексе заложены новые подходы к осуществлению таможенного контроля, оформления и администрирования. Во главу угла поставлены вопросы не столько взыскания платежей, сколько облегчения таможенных процедур, содействия развитию бизнеса и ускорению оборота товара при его перемещении через границу. Собственно, на этом сегодня строится современное таможенное законодательство всех развитых стран. И, тем более, что это одно из условий нашего вступления в ВТО.

Идеология Таможенного кодекса выстроена таким образом, чтобы участникам внешнеторговой деятельности было более выгодно работать открыто, по закону. И выгоду искать не в уклонении от уплаты таможенных пошлин, а в ускорении оборота товара.

Сегодня, оглядываясь назад, мы вновь и вновь переживаем в душе нелегкие годы становления таможенной службы Казахстана. Это были годы напряженного труда, потерь и приобретений, годы неизбежных в новом деле ошибок и радости новых открытий.

Так сложилось, что геополитическая специфика нашей страны отлична от других, практически 11,5 тыс.км границы в 1991 году таможенные органы осуществляли охрану самостоятельно со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. В среднем, на одного таможенника приходилось семь километров границы, в некоторых местах «дыры» между таможенными постами достигали 150-200 километров. Возникала тенденция роста напряженности как на российско-казахстанской границе, так и на южных рубежах республики, где большую опасность представляла широкомасштабная деятельность наркомафии.

Начинали буквально «с нуля», в местах пересечения границы основными автомагистралями ставили «чабанские» вагончики, устанавливали переносные электростанции. В срочном порядке шилась форменная одежда под цвет флага нового независимого государства. Остро стоял вопрос набора кадров, в стране не было учебных заведений по подготовке специалистов таможенного дела.

На современном этапе таможенный сектор находится на качественно новом уровне своего развития, и большинство реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в дальнейшем, уже осуществлены. Увеличение внешнеторгового оборота Казахстана, инвестиционная привлекательность, стабильность проводимых реформ в области таможенного дела, соответствие Таможенного кодекса нормам международных институтов подтверждает, что таможенный сектор Казахстана развивается успешно. Среди таможенных администраций стран СНГ таможенные органы Казахстана являются наиболее реформированными.

Развитие таможенной службы является одной из важнейших тем, обсуждаемых в рамках переговорного процесса по присоединению Казахстана к ВТО. Вступление Казахстана в эту организацию приведет к значительному увеличению внешнеторгового оборота, т.е. для полноценной работы в рамках ВТО уже сегодня необходимо совершенствовать методы работы.

В последнее время таможенная служба Республики Казахстан заняла достаточно активную позицию на международной арене, последовательно и планомерно проводится политика Республики Казахстан в области таможенного дела. Политическая стабильность, твердый курс на рыночные преобразования, развитие демократии, таможенное законодательство, отвечающее современным требованиям, высокий образовательный уровень предопределили создание благоприятных условий для международного сотрудничества. Свидетельством тому является то, что многие мировые финансовые организации предпочитают проведение мероприятий международного масштаба в Республике Казахстан.

Устойчивые позитивные тенденции сохраняются в реализации фискальных функций.

Доля поступления таможенных платежей и налогов в общей сумме налоговых поступлений составила около 40%. По итогам года ожидается поступление в бюджет более триллиона тенге.

Примечательная деталь: только за период 9 месяцев с начала года взыскание таможенных платежей и налогов на 1-го сотрудника таможенных органов составило 195,5 млн. тенге, что больше показателя аналогичного периода прошлого года в 1,7 раза или на 81,5 млн. тенге.

Динамичное увеличение поступлений таможенных доходов напрямую связано с позитивной тенденцией роста экономики в целом, взвешенной инвестиционной политикой, устойчивым ростом показателей чистых внешних активов государственного сектора и рядом других ключевых экономических факторов, способствовавших росту внешнеторгового оборота и соответственно увеличению поступлений таможенных платежей и налогов в бюджет.

Высокие показатели исполнения фискальных функций таможенных органов достигнуты не только за счет увеличения товарооборота, но и за счет качественного улучшения уровня таможенного администрирования.

Важнейшей сферой в работе таможенных органов остается ведение эффективной борьбы с экономическими преступлениями и административными правонарушениями, пресечение контрабанды товаров и транспортных средств, наркотических веществ и прекурсоров, оружия, боеприпасов, предметов, имеющих для республики культурную и историческую ценность и т. п.

Проводится целенаправленная борьба с экономическими преступлениями и административными правонарушениями, пресечением контрабанды товаров и транспортных средств, наркотических веществ и прекурсоров.

Как отметил Глава государства, нельзя забывать, что доходы от незаконного оборота наркотиков как раз и являются главным источником финансирования терроризма и организованной преступности. Необходимо политическое взаимодействие на мировой арене, укрепление коалиционных начал в военном строительстве, коллективная борьба с терроризмом и экстремизмом.

Значительный вклад в дело борьбы с наркоманией и наркобизнесом вносит Кинологический центр, который обладает всем необходимым для организации и проведения учебного процесса, содержания служебных собак и проживания курсантов.
Перед отделами кадровой работы и Учебно-методическими центрами таможенных органов стоит задача по организационному и качественному процессу подготовки и переподготовки кадров, чтобы та или иная форма органически вписывалась в соответствующий этап деятельности государственного служащего, отвечая потребностям данной сферы и личности каждого сотрудника.

В этом направлении оптимизация профессионального уровня сотрудников таможенных органов является одним из немаловажных факторов. Кардинально изменена система приема на государственную службу. На смену набору работников различной отраслевой направленности, во главу требований сегодня ставится наличие специального, экономического или юридического образования. Причем соискатели на место в рядах таможенных органов должны пройти обязательный конкурсный отбор.

Осуществляются мероприятия по борьбе с коррупцией в таможенных органах. Определены приоритетные направления работы с кадрами, установлены квалификационные требования к ним, утверждены Кодекс Чести, Декларация таможенных органов и др.

Большое внимание уделяется исполнению Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией». Профилактическая работа по предупреждению коррупционных преступлений и правонарушений приводит к сокращению уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников таможенных органов. По всем поступаемым жалобам и обращениям тщательно проводятся служебные расследования, виновные должностные лица привлекаются к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемых должностей.

Первое, с чем сталкиваются люди, пересекая государственную границу, – это таможенные органы, или, как их называют, «визитная карточка страны». По материально-технической оснащенности таможенных постов, культуре обслуживания, уровню организации таможенного контроля, складывается представление в целом о государстве и его экономике.

Одно из ключевых мест в деятельности таможенных органов занимает автоматизация и внедрение современных информационных технологий. Все действия таможенных органов по оснащению новейшими техническими системами контроля направлены на обеспечение экономической безопасности и переходу на международные, цивилизованные методы работы таможенных органов. Современная таможня – это новейшие информационные технологии, которые обеспечивают сокращение времени таможенного оформления и большую достоверность сведений по перемещаемым товарам.

Еще в 1999 году Нурсултан Назарбаев отметил, что с целью увеличения сборов таможенных платежей и налогов, прежде всего, необходимо совершенствовать автоматизацию таможенной службы.

Комитет таможенного контроля проводит активную работу по налаживанию деловых отношений с предпринимателями и их общественными организациями. При центральном аппарате и в территориальных таможенных органах созданы Общественные Консультативные советы по таможенной политике, в состав которых, наряду с сотрудниками таможенных подразделений и работниками государственных органов вошли представители предпринимательских структур и их общественных организаций. Структура и отношения между членами Консультативных советов построены на принципах партнерства и позволяют в более тесном взаимодействии решать проблемные вопросы в сфере таможенного дела. Регулярно проводятся «круглые столы» с участниками внешнеэкономической деятельности, предпринимателями, брокерами и декларантами.

Во всех таможенных подразделениях страны установлены круглосуточные «телефоны доверия», по которым любое лицо может сообщить о негативных фактах работы таможенных органов.

В целях объективной оценки своей деятельности и изучения общественного мнения таможенные органы регулярно проводят анонимное анкетирование участников внешнеэкономической деятельности. С этой же целью, по заказу таможенных органов социологические исследования проводят и независимые службы общественных объединений предпринимателей.

Особое внимание в таможенных органах уделяется мерам по пропаганде, разъяснению и продвижению норм и положений Послания Главы государства народу страны.

За годы независимости Республики Казахстан таможенная служба была поставлена перед необходимостью - в сжатые сроки создать и развить систему таможенного дела до уровня международных стандартов. Фактически начав с нуля, нужно было догнать передовые таможенные администрации современных развитых государств. И на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что это удалось.

Период становления казахстанской таможни закончен, и она переходит к решению глобальных проблем, соответствующих современному уровню развития таможенной службы. Процессы интеграции и глобализации экономик не могут не внести изменений и в систему таможенного администрирования. Таможня должна быть восприимчива к изменениям и есть только один способ реагировать на происходящие события – приспосабливаться к новым условиям, проводить соответствующие преобразования и пытаться предвидеть дальнейшее развитие ситуации.

На сегодняшний день идет поиск способов дальнейшего упрощения процедур, сокращения документооборота, совершенствования услуг, предоставляемых таможней. Таможенные органы направляют свои усилия на обеспечение в пределах своей компетенции суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, охрану окружающей среды и здоровья граждан.

Таможенные органы играют все более заметную роль в жизни общества и могут реально влиять на происходящие в стране экономические процессы. Поэтому Комитетом таможенного контроля предпринимаются конкретные меры по созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и внедрению эффективных форм и методов таможенного администрирования, модернизации и развитию новейших информационных и коммуникационных технологий, усилению борьбы с наркотрафиком и терроризмом.


Департамент таможенного контроля
по Мангистауской области КТК МФ РК





[08.12.2011] /


Персоналии статьи

Биография Назарбаев  Нурсултан Абишевич фото

Назарбаев Нурсултан Абишевич

Президент Республики Казахстан

Организации статьи

Комитет таможенного контроля РК - история, фото

Комитет таможенного контроля РК

КТК Республики Казахстан
СНГ - история, фото

СНГ

Содружество Независимых Государств
ВТО - история, фото

ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО)




Таможенный союз|CustomsUnion.ru
Ссылка на сайт обязательна

 
  » О проекте    » Контакты    » Реклама    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100